Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Краеведение это...

«Краеведение – научная дисциплина, облагораживающая предмет своего изучения единственно своим изучением».


«Краеведение – научная дисциплина, облагораживающая предмет своего изучения единственно своим изучением».

академик Дмитри Лихачёв

Анатолий Кибеч: Каждый человек – это целый мир

05.12.2017 13:26
Анатолий Кибеч: Каждый человек – это целый мир

7 декабря в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоится презентация книги народного писателя Чувашии, поэта, публициста, педагога, общественного деятеля Анатолия Ильича Кибеча « Кашни ҫын вӑл – хӑй тӗнче» (Каждый человек – это целый мир). В романе-хронике как в зеркале отражено всё то, что происходит сегодня в мире, порождает разные чувства и заставляет о многом задуматься. Через яркие образы автор показывает, что человек является хозяином своей жизни, своей судьбы. Книга, изданная к 80-летнему юбилею Анатолия Ильича (он родился 10 августа 1937 г.), получилась весьма объёмной и насыщенной.

Деятельность Анатолия Кибеча плодотворна и многогранна. Он широко известен как активный участник общественного движения национального возрождения, является одним из организаторов Чувашского национального конгресса (ЧНК). Автор свыше 70 научных и методических работ по проблемам эстетики и эстетического воспитания, более 170 статей по национальному вопросу и защите демократии. Eго песни, стихотворения в прозе и драматические произведения в народе получили широкое признание. Особой популярностью пользуются песни «Ĕмĕр сакки сарлака» (музыка Ю. Григорьева), «Пурнăç çулĕ такăр мар» (музыка Ю. Жукова), «Телей, телей» (музыка А. Никитина) и др. А. Кибеч является автором гимна г. Чебоксары «Шурă Шупашкар» (Светлый город Чебоксары). По его пьесам «Авлантарчĕç» (Поженили) и «Eхрем хуçа» (Купец Ефремов) поставлены спектакли на сцене Чувашского государственного театра юного зрителя им. М. Сеспеля. В последние годы больше внимания уделяет прозе.

А. И. Кибеч является автором следующих изданий: «Пурнăç çулĕ такăр мар» (Тернист жизненный путь), «Пурнăç кĕнеки» (Книга жизни), «Юратнă юрăсем» (Любимые песни), «Юратусăр телей çук» (Без любви счастья нет), «Дума о чувашском», «Шартлама» (Стужа), «Кĕлĕ» (Молитва), «Улăп таврăнни» (Возвращение Улыпа), «Чĕлхесĕр пике» (Немая красавица), «Крещенские морозы» и др.

Приглашаем всех заинтересовавшихся на презентацию книги 7 декабря в Национальную библиотеку Чувашской Республики (119 каб., актовый зал). Начало в 14.00.

Вехи жизни Урмарского района

02.12.2017 11:53
Вехи жизни Урмарского района

В Урмарском народном историко-краеведческом музее состоялась презентация книги Я. Н. Зайцева «Вехи жизни Урмарского района» (1927-2017). Данное издание автор книги посвятил юбилею района.

Яков Николаевич– человек широкой эрудиции, открытой души, упорный в достижении поставленной задачи, более 30 лет ведет краеведческую работу. Награжден медалью С. М. Яндуша «За успехи в изучении родного края». В 1995 году ему присвоено звание «Народный академик Чувашии». Заслуженный работник образования Чувашской Республики, Почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат премии К. В. Элле, В. С. Алендея, Награжден орденом Н. В. Никольского трех степеней, автор более 20 книг. Эта его очередное издание.

В книге отражены этапы становления и развития родного Урмарского района. Яков Николаевич, ссылаясь на архивные материалы, уделил большое внимание социально-экономическому развитию района, начиная с предреволюционного и послереволюционного периода, крестьянскому восстанию 1921 года, героизму наших земляков на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу, восстановлению народного хозяйства в послевоенное время. Значительное место в книге занимают сведения о государственных наградах, почетных званиях, присвоенных урмарцам за вклад в развитие сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, образования, культуры и спорта. Особый интерес представляет биографические сведения о руководителях района. Многочисленные фотографии, размещенные на страницах книги, наглядно рассказывают о людях, трудившихся в разные годы в различных сферах экономики.

На презентации выступили автор данной книги Я. Н. Зайцев, ветераны, работавшие в разные годы руководителями Урмарского района, краеведы, участники народного фольклорного коллектива «Еник» Большеяниковского сельского Дома культуры. Сотрудники музея провели презентацию выставки «О малой родине читаем».

Участники мероприятия поздравили автора с премьерой книги, дали достойную оценку его творческой деятельности. Также на мероприятии Яков Николаевич вручил Татьяне Дорофеевой – Миро удостоверение члена ассистента Чувашской народной академии наук и искусств.

Встреча закончилась общим фотографированием на память этой встречи.

Урмарский район Чувашской Республики

Издана книга с рассказами и стихами о родной природе

01.12.2017 13:08
Издана книга с рассказами и стихами о родной природе

Издательством «Корпорация технологий продвижения» выпущена очередная книга «Иду я в лес, когда мне грустно…» тиражом 200 экземпляров. В нее включены избранные рассказы инженера-лесопатолога Филиала ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Ульяновской области» Н. Казакова и стихи Инзенского поэта Г. Кондратьева о родной природе.

Рассказы народного академика Чувашии, краеведа Николая Казакова раскрывают перед читателем загадочный и волшебный мир леса, позволяют лучше понять прелесть родной природы.

Авторы обращаются через свои произведения к юным натуралистам с призывом беречь и охранять животный и растительный мир. Они заставляют нас задуматься о судьбе природы, ценить и любить красоту леса, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

Учителя различных школ используют данные рассказы, как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.

УНИКАЛЬНА ЗЕМЛЯ ШОРДАНСКАЯ

01.12.2017 09:34
УНИКАЛЬНА ЗЕМЛЯ ШОРДАНСКАЯ

Истово истинный краевед Терок Юри – Юрий Терентьевич Коротков - из города Мариинского Посада на прошедшем Годичном Собрании Чувашской народной академии подарил альбомную книгу «Юрий Коротков, Константин Иванов. Шоркасси- Яндашево на реке Цивиль с ХVШ по ХХ век: родословные схемы жителей снесенного села Чувашской Республики» (Ч., 2016, с. 204). Считаю себя обязанным высказать пару добрых слов. Не от того, что подарили книгу (краеведческих книг у меня за неделю набирается целая стопка!), а оттого, что издана толковая, содержательная и образцовая книга.

Во-первых, типография Алексея Сорокина «Новое время» скомпоновала книгу удачно, отпечатала чисто и аккуратно. Кегль шрифта самый малый – 8, но четкий, легко читаемый. Формат – 60х84/16. Это, скажем, половина размера знаменитой книги известного мецената Николая Адера про деревню Верхняя Кумашка (60х84/8). Ведь не каждый краевед может позволить себе Адеровскую роскошь фолиантной двухтомной публикации, поэтому такая сжатая книга более по карману краеведам-пенсионерам.

Во-вторых, не по шаблону книга составлена. Она обрамлена статьями о генеалогии - вступительное слово «О родословной книге» и завершение – «Родословные схемы ...семейных древ» с указателем для поисков по адресам и советом молодому генеалогу «Как составить родословную книгу».

Вникните в названия глав (их 6) и подразделов: «Раскинулось Яндашево село в междуречье Волги и Цивиля», «Посемейный список жителей», «Образовательный уровень яндашевцев», «Подвиг яндашевцев», «Без матери нет ни героя, ни поэта», «Эпизод из истории Гражданской войны», «Количество едоков по селу Яндашево за 1929 год», «Смех и горе рядом идут», «Мелочи, но интересно», «Происхождение имен и фамилий». Это художественно-документальное, нравоучительное произведение. Мне понравились рассуждения о семейных устоях: «Надо сознательно поддерживать друг с другом теплые, уважительные отношения. не позволять себе раздражаться, обмениваться колкостями, отвечать резкостью на резкость - только тогда в семье будет надлежащая обстановка. Семья создается ради детей, для этого приходится уступать друг другу, иначе она распадется. От разводов страдают прежде всего дети» (с.4)... «Именно в семье детям прививаются любовь и уважение к работе, здоровому образу жизни для создания крепкого потомства» (с200).

В унисон пафосу книги звучит аннотация от народного художника Анатолия Силова: «Как человек, который родился в этом селе, я знаю многих своих односельчан. Жизнь села текла ярко, как длинный солнечный день. Убирали хлеб – это был праздник. Сенокос – тоже праздник. Все жители в национальных платьях: женщины, мальчишки, гонявшие лошадей, взрослые мужчины. И старики, во всем этом участвовавшие, тоже чувствовали себя молодыми. Жизнь в селе проходила в полной гармонии во все времена... По вечерам вся молодежь каталась на лодках, пели песни и часто устраивали хоровое соревнование между улицами. Каждое время в селе было по-особому интересным. Жили в достатке. В селе были две школы. Мальчишки и девчонки наперегонки бежали учиться...».

Теперь нет этого знаменитого села. Оно ушло под Новочебоксарский химкомбинат. Но «село Яндашево не погибло. Четыре семьи П. Васильева, А. Михайлова, Н. Николаева, В. Павлова при переселении образовали «Яндашевский пятачок» на берегу реки Цивиль» (с.200). Значит, здоровое ядро осталось. Остались продолжатели села. Теперь для памяти останутся книги моего незабвенного друга почетного краеведа Петра Николаева (Анаткас-Шордана), учительницы Валентины Валиуллиной (с которой вместе посчастливилось работать в селе Бичурга–Баишево Шемуршинского района), картины летописца старых Чебоксар художника Егора Иванова, воспоминания видных людей шорданской стороны, включенные в этот альбом.

В альбоме не только родословные схемы. Дана весьма подробная история края. Это- часть энциклопедии богатого подрайона. «Приход села Яндашева состоит из следующих деревень: Яндашево, Изеево, Тохтарово, Чодоково, Аккузово, Князь-Теняково и Атлашево... С течением времени из этих деревень выделились околотки, которые сохранили названия прямой деревни. Из Яндашева образовались околотки: Ольдеево. Банново, Тенекасы, Чедино, выселок Анаткасы. Из Изеева – Ольдеево, Ельниково, Липово, Аркасы, Юраково. Из Тохтарово – Банново, Тигурси, Чуреккасы, Кодеркасы, Алымкасы. Из Чодакова – Чигирь, Сирмапось, Сарадакасы, Тоскинеево, Пустынькасы. Из Аккузова – Вурманкасы, Мерешпось, Толиково, Томакасы, Енькасы. Из Князь-Тенякова –Пюкасы, Миснер, Панков, Коснары и выселок Иваново. Из Атлашева не выделился ни один околоток» (из рапорта священника села Антония Ломоносова Казанскому архиепископу, 1903).

Имя Антония Ломоносова, уроженца села Кошлауши Вурнарского района – в списке лишенцев и репрессированных людей Шорданской стороны. В списке грамотных и знатных людей - классик чувашской литературы Михаил Федоров, повенчавшийся в 1876 году в Яндашевской церкви. В списке окончивших высшие учебные заведения – дореволюционных специалистов 4 человека - математик Павел Ананьев, лесовод Мирон Силов, художник Михаил Андриянов, архитектор Александр Алексеев. В ХХ веке дипломы вуза имели 85 специалистов. Сравните данные с материалами своей деревни. Каково Яндашево? Поэт Валентин Ахтубай, Герой Социалистического труда Александра Ефремова, генерал-лейтенант Николай Марков, доктор наук Петр Михайлов, авторы этой книги, механизатор, пчеловод, почетный краевед Константин Иванов и шахматист, почетный краевед, народный академик Юрий Коротков, президент Академии художеств мира Анатолий Силов, партийно-государственный деятель Рим Урванов, первый президент республики Николай Федоров, мой товарищ со студенческих лет - директор школы физик Михаил Александров... герои мирного и ратного труда, отмеченные и не отмеченные орденами славные труженики края... Почти все они обозначены в семейных родословных схемах. Мне особенно интересным показались в этих схемах такие «оживляющие» отметки: «Павлова (Афанасьева) Антонина Павловна, 1937, одна из авторов книги «Яндашево»; в роду Павловых – Нина Александровна, 1918, директор школы, Августина - учительница, Альберт – кандидат наук, Николай – инженер, Иван- ветврач, Герман – хирург; в родословной Яковлевых – Димитрий Яковлев, 5.2.1891, участник Первой мировой войны, в плен попал в августе 1914, убежал в 1918 г.; Фекла Петрова, 1912, мать-героиня (1957); род Матвеевых: Федор Матвеевич – полковник, Николай Матвеевич - полковник, Михаил Федорович - полковник; Герасим Кузьмин, 25.2.1874, лесопромышленник, женился 24.1.1894, раскулачен и сослан в Сибирь... Шорокин Андрей, приговорен к смертной казни... заменили на 25 лет... добровольцем ушел в штрафбат ВОВ, вернулся живым, в 1967 переехал в г. Приволжье Самарской области... Там Юрий Коротков у них с плотницкой бригадой веранду ремонтировал»!

Юрий Терентьевич этим примером показывает наиболее удобную форму составления генеалогической карты с вкраплениями сведений о лицах. Более сложная форма – пронумерование каждого имени по поколениям рода и отдельное описание их биографии под этим номером в специальной легенде к схеме. Такую книгу о своих Хорамалах выпустил, если помните, академик, чуваш из Башкортостана, Василий Николаев.

Хочу сказать: молодцы, пенсионеры-краеведы! Вы преподнесли землякам своим и краеведам нашим прекрасный урок!

Виталий Станьял,

почетный председатель Союза чувашских краеведов.

ПОЗДРАВЛЯЕМ C НАГРАДОЙ!

30.11.2017 20:11
ПОЗДРАВЛЯЕМ C НАГРАДОЙ!

Сегодня, 30 ноября 2017 года, в день профессионального праздника библиотекарей-краеведов России, объявлены имена специалистов, награжденных Почетной грамотой РБА «За вклад в развитие библиотечного краеведения России». В список 19 лучших библиотечных работников вошла и Соловьева Галина Павловна, заведующая отделом национальной литературы и библиографии Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Поздравляем Галину Павловну со столь высокой наградой, желаем доброго здоровья и дальнейших успехов в профессиональной и общественной деятельности.

Справочно:

Под руководством Галины Павловны Соловьевой в 2001-2016 гг. реализованы проекты по сохранности и обеспечению доступа к краеведческим информационным ресурсам путем микрофильмирования и перевода на электронные носители в рамках ФЦП «Культура России: 2001-2016 гг.»: 16 проектов по созданию страхового фонда документов, 2 проекта по переводу документов на цифровой формат.

Подготовлен ряд библиографических пособий и электронных изданий, раскрывающих развитие культуры, искусства, науки, образования, экономики республики. Среди них: биобиблиографический справочник «Чӑваш чӗлхи тӗпчевҫисем» (Исследователи чувашского языка, 2006), научно-вспомогательные библиографические указатели: «Геннадий Айги» (2004), «Петр Петрович Хузангай» (2007), «Чувашское литературоведение и критика: 1990-2010 гг.» (2014), «Национальная библиотека Чувашской Республики в изданиях и публикациях. 1871-2015» (2016), «Герои необъявленных войн: погибшие при исполнении воинского долга в мирное время (1946-2012 гг.)» (2017), «Герои труда Чувашии» (2017) и др. Электронные издания, подготовленные сотрудниками отдела «Патриарх чувашской культуры: И.Я. Яковлев: 1848-1930», «Поэтический мир Михаила Сеспеля», «Мой голос – звенящая сталь», «Войны священные страницы: писатели Чувашии в Великой Отечественной войне» стали дипломантами Всероссийского конкурса «Край в формате DVD» (2011).

Галина Павловна инициатор и организатор многочисленных крупномасштабных общественно-значимых мероприятий и культурно-просветительских акций по продвижению национальной книги и краеведческих знаний – более ста мероприятий в год. Одними из самых ярких и информационно насыщенных являются межрегиональный фестиваль национальной книги «Через книгу – к согласию народов», республиканский конкурс «Литературная Чувашия: самая читаемая книга года», республиканская просветительская акция «Миссионер и ученый Иакинф Бичурин», проекты «Литература ҫул-ҫӳревӗ. Встречи в провинции», «Имя в истории Чувашии» и др.

Является заместителем председателя Союза чувашских краеведов (с 2005 г.), членом Совета по реализации государственной политики в области издания социально значимой литературы при Министерстве информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (с 2011 г.), Межведомственной комиссии по регулированию норм чувашского языка при Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики (с 2013 г.).

Задачи и проблемы чувашского краеведения в Ульяновской области

29.11.2017 16:06
Задачи и проблемы  чувашского краеведения в Ульяновской области

1. Деятельность Союза чувашских краеведов Ульяновской области с 2000 года и по настоящее время,

2. Основные задачи чувашского краеведения,

3. Основные направления работы,

4. Руководящие органы.

На учредительном собрании в 1992 году, которое состоялось в музее-квартире И. Я. Яковлева, было объявлено о создании краеведческого общества в г. Ульяновске. Учредителями выступили краеведы, члены Ульяновского областного чувашского просветительского общества им. И. Я. Яковлева, в числе которых были В. Г. Егоров, И. С. Кирюшкин, Н. А. Казаков, В. М. Репин, П. С. Картюков, П. П. Ургалкин и др. Руководящим органом явилось общее собрание членов. Председателем общества единогласно был избран Казаков Николай Александрович. Под его руководством краеведы активно проводили в жизнь намеченную программу. Регулярно осуществлялся активистами сбор утварей и старых вещей для создания музеев при школах, выпускались книги на собственные средства, среди которых - издания «Региональной чувашской энциклопедии Ульяновской, Пензенской и Самарской областей», профинансированные за счет средств фирмы «Элем» (директор Кузьмин Д. В.). Много труда приложили краеведы к созданию этого энциклопедического словаря. Члены общества оказывали поддержку музею-квартире И. Я. Яковлева, подготовке и проведении различных мероприятий Ульяновской областной чувашской национально-культурной автономии. Многие краеведы стали народными академиками Чувашии. Мы обратились к исполнительной и законодательной властям Ульяновска с инициативой о дальнейшем изучении булгарского периода истории Симбирска. Идея была поддержана Правительством Ульяновской области. По дате основания города Ульяновска состоялось несколько совещаний в краеведческом музее и Комитете по культурному наследию с участием краеведов, археологов, архивистов и историков. После рассмотрения информации о первых упоминаниях о городе Симбирск, памятниках раннего Средневековья на территории города было принято решение по уточнению и обоснованию даты основания города. Краеведы вошли в состав оргкомитета и активно выступали на страницах периодической печати. Ценные сведения об основании Симбирска почерпнули из книги Бакши Имана «История Джафара», изданной в Софии, в начале 90-ых годов прошлого года. В СМИ были опубликованы несколько статьей по этому вопросу. В «Народной газете» появилась статья «Симбирск древнее Казани?» (№91, 2010 г.), в журнале «Мономах» - «Когда же основан Симбирск?» (№2, 2011г.), в «Молодежной газете» -«Симбирску – 1145лет?» (№3, 28.01.2011г.), в еженедельнике «Аргументы и Факты» - «Две Болгарии» (№7, 15.02. 2011г.). Показывали специальные передачи и по местному телевидению. По этому поводу было несколько выступлений краеведа Н. Казакова. В связи с этим мы отправили официальные письма к специалистам с просьбой в установлении даты основания Симбирска и получили новые сведения из прошлого города от председателя ЧОКЦ, Народного писателя М.Н. Ильина (Юхмы), Почетного краеведа В.П. Никитина (Станъяла), различных научных учреждений, которые охотно откликнулись на наши предложения и подтвердили то, что в действительности город считается старинным и основан булгарами. Об этом писали во многих газетах Чувашии и Ульяновска. Тема изучения истории Волжской Булгарии на сегодняшний день не закрыта. Краеведом Аляпкиным готовится книга о происхождении города Симбирска с использованием архива краеведа Н. Казакова. В марте 2011 г. краеведы приняли участие в годичном заседании Чувашской народной академии наук и искусств. В числе других вопросов затронули и проблему о древности и дате основания города Симбирска (Ульяновска).

В заседаниях Совета краеведы обсуждают свои исследовательские и научные работы (особо следует выделить рукописи М. А. Аляпкина, И. М. Кирпичникова, Н. Н. Кирюшина), вопросы организации встречи с интересными людьми. Оказывалось содействие в издании книг Галины Александровой «На перекрестке пройденных дорог», Александра Авдонина «Симбирские Малиновские», «Пушкин и чуваши», Г.Н. Афанасьевой «Как молоды мы были», Валерия Свиридова «Рассказы», Г. Н. Кондратьева «Я остаюсь в России», В. Г. Вериялова «Малая Родина – Свет души» (страницы истории совхоза «Россия» Ульяновского района).

Важным событием для краеведов стало участие в Межрегиональной краеведческой экспедиции «Мост дружбы 2011», организованной чувашской воскресной школой им. П.М. Миронова Кировского района г. Уфы. На малой Родине П. М. Миронова в с. Новое Ильмово Дрожжановского района Республики Татарстан проходили торжественные собрания по случаю 150-летия со дня рождения видного математика. Скульптором Кондрашкиным Н.Г. в дар национальной библиотеке №17 «Содружество» г. Ульяновска был преподнесен бюст П. Миронова.

В районном центре Дрожжаное Республики Татарстан состоялось награждение активистов, проявивших себя в литературной и краеведческой деятельности по итогам 2012 года. В числе награжденных Благодарственным письмом Главы Дрожжановского муниципального района Т. Д. Нагуманова и нагрудным знаком Министерства культуры Татарстана «За достижение в культуре» - Казаков Н.А., автор многочисленных публикаций.

В конкурсе детских рисунков «Природа глазами детей» приняли участие ребята 4-11 классов общеобразовательных школ Ульяновской области. Всего в нем приняли участие более 50 школьников. В своих работах юные художники отразили уникальную природу Ульяновской области, нарисовали иллюстрации к рассказам Николая Казакова. Лирические зарисовки и миниатюры о родной природе, очерки о тружениках леса были изданы отдельным сборником в 2012 году под названием «На лесной тропе».

С 1993 года традиционными стали туристические поездки в древний город Булгар. Делегаты от Союза чувашских краеведов Ульяновской области участвовали на съезде краеведов Татарстана «Прикосновение к истокам». Были приглашены на юбилейный вечер по случаю 60-летия Ульяновского регионального отделения Союза писателей России. В 2009 году состоялось выездное заседание Чувашской народной академии наук и искусств в Ульяновске. Вновь принятым членам академии вручали новые билеты, принимали в ряды академии. Президент Академии Ерагин Е.Е. ознакомил с Уставом в новой редакции и программой работы на предстоящие годы. Состоялись выборы председателя регионального отделения академии, тогда им стал народный академик Розов Н. Д. В настоящее время отделение возглавляет народный академик Чувашии Казаков Н. А.

Было организовано несколько выездных заседаний краеведов в г. Инзу, где мы обменивались с опытом работы по развитию краеведения. Местному краеведу Кондратьеву Г. И. были вручены удостоверение Почетного краеведа, членский билет писателя, Почетную грамоту мэрии г. Ульяновска.

В национальной библиотеке №17 «Содружество» состоялась встреча с гостем из Болгарии Ангелом Христовым. Он обратился к Администрации области с просьбой провести радиоуглеродное обследование останков древних булгарских поселений, чтобы доказать древность города Ульяновска. Активных краеведов приняли в члены ООБ и члены Международной академии по Болгарознанию и инновации культуры (МАБИК).

На сайте А. Христова опубликованы статья Н. Казакова «Летописи говорят» и другие краеведческие заметки и очерки. Краеведы из Ульяновска поддерживают тесную связь с общественной организацией «Булгарское возрождение», участвуют в конференциях, встречах, обмениваются опытом работы.

Чувашскими краеведами был поставлен вопрос по установке памятных досок и знаков в местах нахождения бывших булгарских городов и сел. По этому вопросу состоялась встреча с заместителем мэра города О. Мидленко. Однако поставленные вопросы до сих пор не решены.

При раскопках древнего городища близ села Кременки Старомайнского района, Беденка Ульяновского района найдены артефакты, которые говорят о том, что данная территория была густо населена древними народами.

В течение многих лет изучает древнебулгарскую историю общественный деятель из Бургаса (Болгария) Пъетр Петров. А тем, кто принимает активное в нем участие и вносит большой вклад в изучение истории родного края, он вручает Почетный серебряный медальон «Тангра», названный именем Бога древних болгар. Почетные знаки получили многие, в том числе Ульяновские краеведы – общественники: Вражкин А. П., Казаков Н. А. (Ильмовский), Кирпичников И. М., Кирюшин Н. Н., Кондрашкин Н. Г., Кадебин Н. К., Мордовкин А. А., Ярухин В. Е., Ярухин А. Е. , Селендеева М. А.

По мнению краеведа из Ульяновска В. Е. Ярухина, интересной находкой является медальона с изображением профиля человеческого лица, найденный при закладке фундамента дома в селе Убеи Дрожжановского района Татарстана. Многие исследователи затрудняются ответить, кто изображен на медальоне? Медальон, найденный краеведом Ярухиным, по всей вероятности является древнейшей наградой феодального государства Волжской Булгарии.

В деревне Новые Убеи (Дрожжановский район) возрождается культ предков - почитание умерших. Предки воспринимаются как живые, как посредники между богами и человеком. Активистами села (начинатели братья Ярухины А. и В.) в 2013 году на окраине села была установлена молитвенная Юпа (столб), возле которого в день троицы проводится «Хаят патти»- традиционный весенний праздник, связанный с возрождением природы, где определённое место занимало поминовение усопших. Старейшины деревни доверили братьям Ярухиных провести церемонию обряда. Основное место в культе предков занимают жертвоприношения с молитвами. Составителями герба и флага села Убеи являются активисты села Ярухин Владимир Егорович, Ярухин Алексей Егорович, Ярухина Диана Алексеевна, Ухваркин Алексей Петрович. На желтом фоне флага деревни Убеи изображен серебренный шлем чувашского военного предводителя, богатыря Упи. Согласно преданиям предки пришли из села Убеево (Упи), расположенного в Красноармейском районе Чувашской Республики.

Учащиеся из Чирикеевской неполной общеобразовательной школы Майнского района Ульяновской области под руководством учительницы Ярославской Л.Ф. принимали участие в конкурсах по экологическому краеведению. Работы ребят опубликовались в журналах и газетах

«Муравейник», «Лесная вновь», «Канаш», «Ленинец». Самые лучшие работы представлены на конкурс и отправлены в «Рослесозащиту» и «Российское общество лесоводов». По результатам своих исследований ребята готовят материалы для издания книги. Учительницей Ярославской Л. Ф. в 2012 году издано учебное пособие «Наши помощники в лесных делах». В сборник включены рассказы детей старших и младших классов и рассказы Н. А. Казакова.

Старшеклассники Первомайской средней школы Чердаклинского района, Старо и Ново Алгашинских средних школ Цильнинского района, Тумкинской средней школы Тереньгульского района занимаются под руководством опытных педагогов научно-исследовательской работой по охране и защите леса, обобщают материалы школьного музея, изучают историю родного края, биографии выдающихся людей, семейные династии. Опыт работы показывает, что школьный музей способствует не только развитию национального самосознания, но и сохранению культурного наследия народа.

А.Ф. Ермиловым издана книга на основании рукописи «Коллеге по перу», куда включены рассказы о лесе и работниках лесничества Тереньгульского ЛПХ Н. Казакова (Ильмовского).

В связи с объявлением Юнеско с 2013 года 21 марта «Международным днем леса» ежегодно в Ульяновском государственном педагогическом университете со студентами 4 и 3 курсов национального (чувашского) отделения филологического факультета проходят мероприятия по творчеству Н. Казакова. Основной тематикой стали его рассказы о лесе из книги

«На лесной тропе».

Правление Союза организовала несколько туристических поездок в соседнюю Чувашскую Республику. Участниками мероприятий были краеведы, педагоги и ученики из Средне и Нижне-Тимерсянских, Большенагаткинской среднеобразовательных школ Цильнинского района Ульяновской области в количестве 18 человек. Встреча состоялась в музее леса при Центре защиты леса Чувашской Республики.

Для ребят была организована обзорная экскурсия по его залам. Заведующая А. Я. Иванова интересно и увлекательно рассказала ребятам о роли лесного хозяйства в системе охраны окружающего мира. В подарок дети получили памятки, напоминающие о том, как правильно вести себя в лесу и памятные значки "Берегите лес от пожаров". Во второй половине дня состоялась встреча с автором рассказов о родной природе Н. А. Казаковым. Он ознакомил присутствующих о своей творческой и литературной деятельности. В конце беседы состоялась презентация нового номера журнала «КИЛ» (Культура, искусство, литература), где были опубликованы рассказы автора.

Любит путешествовать по стране краевед Н. Н. Кирюшин. В 2011 году он побывал в селе Перещепкино (Украина), где по историческим преданиям был захоронен хан Кубрат. Пишет интересные заметки в газеты «Канаш» (Ульяновск), «Сувар» (Казань), «Чувашский мир», «Хыпар» (Чебоксары).

За многолетнюю общественную деятельность по сохранению родного языка и народных традиций многие краеведы награждены Грамотами и Благодарственными письмами администрации города Ульяновска и Законодательного собрания Ульяновской области, в числе которых: Кирпичников И. М., Кондрашкин Н. Г., Казаков Н. А., Кузьмин Д. В., Ермилов А. Ф., Мустаев О. Н., Ларионов Н. Н., Сваев В. И., Улендеев Б. А. , Ярославский С. Г.

Краеведение имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветительское значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе. Краеведение как знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов во все времена были люди, хорошо знающие окружающую их местность, особенности ее природы, истории и т. д. Эти знания передавались последующим поколениям устно, в различных документах, произведениях народного творчества. Однако научные основы краеведения в нашей стране появились только в 1914 году. В годы Советской власти краеведение стало одним из основных направлений в патриотическом воспитании подрастающих поколений. В одном из выступлений М. И. Калинин говорил: “Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать наши богатства”. Это изречение актуально и сейчас.

Чувашские краеведы в течение многих лет старались сохранить, совершенствовать, распространить и пропагандировать древнюю культуру народа и быт национальной деревни, которые дают возможность глубже познакомиться с родным краем, узнать его культуру и историю. Благодаря активистам-общественникам школьники приобщаются к исследованию родного края. Возрождение, сохранение и популяризация чувашского языка, культуры, обычаев и традиций народа особенно важно сегодня для закрепления знаний о народе, особенно для молодежи. Однако реализовать намеченные задачи по воспитательной работе в школах Союзу не под силу. Но осуществление хотя бы части намеченной программы Союза, возможно, конечно, лишь при поддержке государственных органов. Исходя из этого, основными целями и задачами работы краеведов являются:

-содействие развитию чувашского краеведения в Ульяновской области и ее культуры, совершенствование краеведческой деятельности;

-активизация деятельности краеведческой работы с целью выявления, изучения и сохранения культурного и природного наследия, формирование ответственного отношения к историческим памятникам и природы;

-содействие органам государственной власти, учреждениям науки, образования и культуры в развитии краеведения;

-в сохранении традиции и обычаи народов Поволжья, пропагандистско-просветительская работа среди населения области;

-оказание помощи педагогам школ в развитии чувашской национальной культуры в области;

-выявление и изучении исторических памятников, памятников природы;

-участие в работе органов исполнительной власти, государственных структур, поддерживающих краеведческое движение в Ульяновской области;

-изучение литературно-исторических архивных документов, содействие в поиске в государственных архивах документальных свидетельств об основании сел и городов;

-организация и проведение семинаров, совещаний, научно-практических конференций пропаганда передового опыта краеведов через средства массовой информации;

Для достижения указанных целей и задач Союз осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

-распространяет информацию о своей деятельности;

-выступает с инициативами и вносит предложения в органы государственной власти по усовершенствованию краеведения;

- организует и проводит различные собрания, конференции, семинары, фестивали, олимпиады, выставки, презентации, конкурсы и другие мероприятия;

Работоспособность Союза зависит от руководящих органов. «Кадры решают всё!» — именно это изречение Иосифа Виссарионовича Сталина является основным лейтмотивом жизнеспособности любого предприятия и организации. Подбор кадров главное в работе Союза. От этого зависит вся работа краеведения.

Высшим руководящим органом Союза является конференция (общее собрание), которая созывается Советом в соответствии с планом его работы. Отчетно-выборная конференция (собрание) созывается один раз в четыре года. Дата созыва конференции (собрании), регламент выборов, повестка дня, порядок избрания делегатов и нормы представительства объявляются Советом не позднее, чем за 30 дней до ее проведения. Конференция (собрание) считается правомочной, если в ее работе принимает участие более половины членов Союза. Решения принимаются простым большинством голосов (50% + 1 голос) от числа зарегистрированных членов. Конференция (собрание) решает любые вопросы деятельности Союза.

В период между конференциями (собраниями) деятельностью Союза руководит Совет Союза. Заседания Совета Союза созываются председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседания Совета правомочны, если на них присутствуют не менее 2/3 членов Совета. Решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов Совета. Совет Союза руководит работой в периоды между конференциями (собраниями) и решает все вопросы за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции конференции (собрании).

Председателем Ульяновского отделения Союза краеведов Чувашии является Казаков Николай Александрович; помощником председателя - Кирюшкин Николай Николаевич; Члены Совета Союза: Казаков Н. А. Кирюшин Н. Н. , Кузьмин Д. В., Кирпичников И. М., Ярухин В. К.,

Работа краеведов должна быть коллективной, так как вне коллектива она невозможна. Призываем всех учителей, школьников, сельчан принять участие в работе. Небольшие записи на блокнотах, заметки, наблюдения будут маленьким вкладом в науку. Надо всем сегодня приниматься за изучение местного края. Что не под силу одному, то легко может быть сделано коллективом. Всякое явление, историческое прошлое края должно быть изучено. Поэтому мы стараемся объединить всех заинтересованных людей и рассчитываем на длительное сотрудничество. Ко всем обращаемся с призывом, не выбрасывайте старые вещи, записи на тетрадях, фотоальбомы, а несите к нам (наш адрес: 432066, г. Ульяновск, Отрадная, 85-34, сот. 8 927 811 45 27). Каждый день и каждый час время уносит с собой ценности. Надо спешить оставить для потомков воспоминания старожилов села и города из прошлого жизни предков.

Н. Казаков (Ильмовский), Народный академик Чувашии

Приложение.

Список членов Союза чувашских краеведов Ульяновской области, краеведы-общественники:

Аляпкин Михаил Андреевич,

Вериялов Владимир Григорьевич,

Герасимов Геннадий Николаевич,

Искендеров Федор Васильевич,

Казаков Алексей Николаевич,

Кадебин Николай Константинович,

Картюков Михаил Семенович,

Кирпичников Иван Моисеевич,

Кирюшин Николай Николаевич,

Кондратьев Геннадий Иванович,

Кондрашкин Николай Григорьевич,

Кузьмин Дмитрий Васильевич,

Мордовкин Алексей Алексеевич,

Осипова Нина Николаевна,

Прилучных Галина Николаевна

Пушкин Владимир Константинович,

Ратаева Нина Васильевна

Селендеева Мария Алесеевна,

Солдатова Людмила Николаевна,

Сультеева Татьяна Петровна,

Улендеев Борис Александрович,

Фурашова Елизовета Алексеевна,

Ярухин Владимир Егорович

Пӗлтерӳ

24.11.2017 11:47

2017 ҫулхи чӳк уйӑхӗн 25-мӗшӗнче, шӑматкун, Наци вулавӑшӗн 208-мӗш пӳлӗмӗнче ХАЛӐХ ХУРАЛӖН (аксакалсен тӗп канашӗн) шайлавпа суйлав ларӑвӗ пулать. 14 сехетре пуҫланать.

Халӑх хуралӗн кӗреки

АКСАКАЛСЕМ СӐМАХ ТАТАСШӐН

23.11.2017 09:25

2017 ҫулхи чӳк уйӑхӗн 23-мӗшӗнче Чӑваш Республикин наци вулавӑшӗнче, 14 сехетре, кӗҫнерникун, Чӑваш аксакалӗсен тӗп канашӗпе Халӑх Хуралӗн хастарӗсем пӗрлехи пуху ирттереҫҫӗ.

Пухӑва ял-хулари ваттисен канашӗнче тӑракансем, ял мухтарӗсем (старостисем), депутатсем тата ытти хастар ҫынсем пурте пыма пултараҫҫӗ.

Ялти ҫынсем ыйтнипе пӗлтерӳпе пӗрле Халӑх Хуралӗ ҫинчен каласа ӑнлантарнине лартатпӑр.

ХАЛӐХ ХУРАЛӖ

1. Пӗтӗмӗшле ӑнлантарни

Хурал пӳртне пухӑнса халӑхпа кулленхи ӗҫ-пуҫа, пулса-иртнисене е малашне тумалли тӗллевсене сӳтсе-явас, кӑткӑс ыйтусем сиксе тухсан ваттисен сӑмахне итлесе пӑхас йӗрке чӑваш пурнӑҫӗнче авалтан упранса юлнӑ. Ҫӗршыв пурнӑҫӗнче ХХ ӗмӗр вӗҫӗнче пысӑк улшӑнусем пулса иртнӗ чухне 1988 ҫулта Чӑваш Халӑх Хуралӗн ҫӗнӗлле тытӑмӗ йӗркеленнӗ. Шупашкарта унӑн тӗп кӗреки (правленийӗ) ӗҫлеме пуҫланӑ. Халӑх Хуралӗ пуҫарнипе культура центрӗсем, Чӑваш наци конгресӗ, Ваттисен тӗп канашӗ, ентешлӗхсен тытӑмӗ, ял мухтарӗсен йӗрки пуҫланса кайрӗ, «Халӑх тӗпелӗ» хаҫат ҫуралса тухрӗ. Чӑваш Халӑх Хуралӗн уставне «Тӑван Атӑл» журналта (2001, 11№), «Чӑваш тӗнчи» хаҫатра (2013, 17-18 №) пичетленӗ. Чӑваш Халӑх Хуралӗн тӗп кӗрекине вӑрах вӑхӑт Виталий Станьял, тӗрлӗ вӑхӑтра чӑваш халӑх ҫыравҫисем Хветӗр Уяр, Денис Гордеев, Борис Борлен педагог-сӑвӑҫ ертсе пынӑ. 2013 ҫултанпа унӑн йӗкӗр председателӗсем пулма Николай Адерпа Владимир Тяпкин пайтаҫӑсене суйланӑ.

Чӑваш Халӑх Хуралӗ (Чувашский Народный Хурал) – халӑхӑн авалхи йӑлинчен килекен хастарлӑх, кулленхи пурнӑҫра пӗр йышри ҫынсен кирлӗ ыйтусене пӗр-пӗринпе сӳтсе явмалли хӑйне тӗллӗн пулса пыракан канашлу мелӗ тата чӑваш халӑхӗн ял-хулари, пӗтӗм хутлӑхри кулленхи пурнӑҫне, хуҫалӑхпа политика, культурӑпа йӑла ыйтӑвӗсене сӑнаса хаклакан ӑсчахсен, таврапӗлӳҫӗсен, мухтарсен, депутатсен, ертӳлӗх ҫыннисен, ушкӑнсен, канашлуллӑ пӗтӗҫӳлӗхӗ.

Унӑн никӗсӗ - урамсенче, ял-хулара, ентешлӗхсенче, организацисемпе учрежденисенче, хуҫалӑхсенче ӗҫлекен Ваттисен канашӗсем тата халӑх суйланӑ мухтарсем, халӑх майлӑ ертӳҫӗсем. Чӑваш Халӑх хуралне вырӑссен «соборность» тенӗ пулӑмӗпе танлаштарма пулать. «Соборность – сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям, - тенӗ паллӑ философ Н.О. Лосский. - Эта идея может быть использована для разрешения многих трудных проблем социальной жизни» (История русской философии, 1991, 59 с.). Юлашки тапхӑрти ӗҫ-пуҫа пӑхсан, Чӑваш наци конгресӗ хӑйӗн халӑх хӳтӗлевӗнчи вӑйне ҫухатса пынине шута илсен, Чӑваш Халӑх хуралӗ тӗрӗксен наци меджлисӗсем пекех пулса тӑма пултарать.

Халӑх Хуралӗ патшалӑх е халӑх йӗркеленӗ ытти союзсенчен, партисенчен, обществӑсенчен, центрсенчен тытӑмӗпе те, ӗҫӗ-хӗлӗпе те уйрӑлса тӑрать. Вӑл тӑван халӑхшӑн, Тӑван Ҫӗршывшӑн тӑрӑшакан мӗнпур хастар вӑйсене (патриотсене) шухӑшпа, малаш тӗллевсемпе пӗтӗҫтерсе тӑрать. Унта пайташлӑха илес, хистес е хушас йӑла ҫук. Вӑл чӑваш халӑхӗн пӗрлешсе пулнӑ шухӑш-кӑмӑлӗн хумӗ, вӑйӗ, тытӑмӗ.

Чӑваш халӑх хуралӗ ӑнлавӑн пӗлтерӗшӗ нумай енлӗ. Тӑнӑҫ вӑхӑтра вӑл пӗрле пурӑнакан вырӑнти ҫынсен йӑла ыйтӑвӗсене ушкӑнпа татса парать. Вӑрҫӑ-харҫӑ тухсан (Атӑлҫи Пӑлхар вӑхӑтӗнче, Хусан ханлӑхӗнче, Вырӑс патшалӑхӗнче) халӑх ҫарӗ (народное ополчение) пухаканӗ е пӑлхавсем йӗркелекенӗ пулса тӑнӑ. ХХ1 ӗмӗрте чӑваш халӑх хуралӗ гражданла обществӑн уйрӑлми пайӗ – халӑх влаҫне тӑвакан вӑйсен (саккун кӑларакансене, влаҫсен пайӗсене, право тытӑмӗсене) суйлакан) шухӑшне палӑртакан никӗс пулса тӑчӗ. Тахҫанхи вӑхӑтсенче чӑваш парламентаризмӗ ытти халӑхсенни пекех пулнӑ. Ертӳҫӗсене Халӑх пухӑвӗнче (вырӑс халӑхӗн вече е украинсен рада тенӗ пухӑвӗсенчи пек) тӳррӗн суйланӑ. Халӗ халӑх хӑйӗн ирӗкне палӑртма Патшалӑх канашӗн депутачӗсене шанса парать. Вӗсен чӑваш халӑхӗн шухӑш-кӑмӑлне уҫса памалла.

2. Халӑх Хуралӗн тытӑмӗ

Халӑх Хуралӗ – пӗр-пӗр учреждени, штаб, ҫурт мар. Вӑл халӑхӑн упранса пурӑнма хистекен шалти пӗршухӑшлӑхӗ, халӑхӑн управлӑх шӑнӑрӗ, хӳтлӗх чунӗпе шанӑҫӗ. Ял-хулара унӑн суйласа ҫирӗплетнӗ йышӗ ҫук. Апла тума ӑна вырӑнти влаҫсем те, республика ертӳлӗхӗ те ирӗк паман пулӗччӗҫ, ертӳҫисене тӳрех айӑпласа пӗтерӗччӗҫ. Анчах хура халӑхӑн пӗрлӗхӗ, пӗрлехи шухӑшӗ яланах пур, ӑна тӗрмене тытса хупма, персе пӑрахма ҫук.

Халӑх хумӗн тӗп ертӳҫисем кирек хӑҫан та чӑваш халӑх шӑпи ҫинчен шухӑшлакан хастар ҫынсем пулнӑ. Хӗрӳ вӑхӑтсенче вӗсем, хӑйсен пуҫӗсене шеллемесӗр, хура халӑх умне тӑрса кӗрешӗве ертсе пыма пуҫланӑ.

Пӑлхавлӑ вӑхӑтсенче ҫав юхӑмӑн ертӳлӗхӗ хӑвӑрт палӑрса тухать. Чӑваш Халӑх Хуралӗн хальхи саманари Тӗп кӗреки наци юхӑмӗ ҫинче ҫуралнӑ. СССР арканса кайнӑ хыҫҫӑн вӑл чӑваш ялне, ӗҫ вырӑнӗсене, тӑван чӗлхепе йӑла-йӗркене упраса хӑварас енӗпе хытах кӗрешрӗ.

Чӑваш Халӑх Хуралӗн тӗп Кӗреки пысӑк пӗлтерӗшлӗ ыйтусем сиксе тухсан Чӑваш республикин тата тулайри чӑвашсен вырӑнти влаҫӗсемпе, наци культурин Мускаври тата ытти ҫӗрти автономийӗсемпе, Чӑваш наци конгресӗпе, Юстици министерствинче регистрациленӗ мал шухӑшлӑ ытти мӗнпур пӗрлешӳсемпе килӗшсе чӑмӑртанма пултарать.

Кӗреке политика, экономика, финанс, ӗҫлӗх, суту-илӳ, культура, хыпарлав, чӗлхепе вӗренӳ, ачалӑхпа яшлӑх, сывлӑх тата халӑх пурнӑҫӗн ытти енӗсене тишкерсе тӑракан ӑстасене пӗрлештерсе тӑма тивӗҫ.

Чӑваш Халӑх Хуралӗн талккӑшӗ чӑвашсем пурӑнакан пӗтӗм вырӑнсем пулнине кура унӑн Тӗп кӗрекин ҫирӗплетнӗ ӗҫ вырӑнне палӑртман. Халӑх Хуралӗн тытӑмне – вӑл питӗ те йышлӑ тата пӗтӗм тӗнче тӑрӑх сапаланнӑ пирки - пӗр-пӗр ҫӗрте регистрацилеме май ҫук. Тӗп кӗрекене регистрацилемелле текен сӗнӳ тухсан, Хурал аксакалӗсем ку шухӑша пачах та йышӑнмарӗҫ. Халӑх хуралӗ нихӑш ӗмӗрте те тӳре-шара аллинче пулман, патшалӑх аллине кӗрсе ӳкнӗ хурал вара Халӑх Хуралӗ пулма пӑрахать, терӗҫ. Чӑвашсем пурӑнакан кирек хӑш Республикӑра (Мари Элте, Пушкӑртстанра, Тутарстанра, Удмуртра) е облаҫра (Кемӗрте, Пензӑра, Самарта, Тӗменте, Ульяновскра,) хӑйсен тӗп Хуралӗ пулма пултарать тата вӑл пулмалла та. Ҫакӑ вӑл лайӑх ӗҫлекен культура автономийӗсемпе, центрсемпе юнашар тепӗр тытӑм тумаллине пӗлтермест. Ку вӑл ҫав пӗрлӗхсен чи ӑслӑ, пуҫаруллӑ ҫыннисем тӑван халӑхшӑн ҫивӗч самантсем сиксе тухсан пӗрле пухӑнса тӗрӗс ҫул шырама хатӗр пӗрлӗхе пӗлтерет.

ХХ1 ӗмӗрте Чӑваш Халӑх Хуралӗн Тӗп кӗреки Шупашкарта, Чӑваш Республикин наци вулавӑшӗнче, Чӑваш ваттисен (старейшинӑсен) тӗп канашӗпе пӗрле тытӑнса ӗҫлет, пӗрле пухӑнса канашлать.

Вырӑнти хуралсем кулленхи пурнӑҫра «Халӑх хуралӗ, Ваттисен канашӗ тата ял мухтарӗсем ҫинчен» калакан кӑтартупа («Чӑваш тӗнчи» хаҫат, 2013, чӳк,17-18) тата ҫак ӑнлантарупа килӗшӳллӗн ӗҫлемелле.

Чӑваш аксакалӗсен тӗп канашӗ

Съезд Хусана куçать

21.11.2017 14:08
Съезд Хусана куçать

Тутарстанри чăваш çыравçисемпе таврапӗлӳçисен 4-мӗш съезчӗ шăматкун, ноябрӗн 18-мӗшӗнче, Алексеевски районӗнчи Чăваш Майни ялӗнче иртрӗ. Съезда 75 çыравçăпа таврапӗлӳçе йыхравланăччӗ пулин те, хальхинче çурри кăна килейрӗç. Кунта ӗнтӗ кӗрхи çанталăк, вăрăм çул витӗм пачех-тӗр. Мӗншӗн тесен çыравçăсенчен нумайăшӗ аслă çултисем. Çул вăрăммине курах-тăр Теччӗ тата Çӗпрел çыравçисем килеймерӗç. Шел те, хальхи съезд Тутарстан халăхӗсен ассамблеин, ТР ЧНКА ертӳçисен тимлӗхӗсӗр те юлчӗ. Çавна кура 4-мӗш съезд хăйӗн масштабӗпе ытларах ӗçлӗ ларăва аса илтерчӗ тесен йăнăш мар. Пухăннисем мӗнпур сăлтавсене шута илсе малашне съезда икӗ çулта пӗрре ирттерме тата унăн вырăнне Хусана куçарма резолюци йышăнчӗç.

Тутарстанри чăваш таврапӗлӳçисен ӗçӗпе съездра пӗрлӗхӗн ертӳçи А.Семенов паллаштарчӗ. Тăван ене тӗпчес ӗç те пӗр вырăнта тăмасть. Кăçал А.Семеновăн «Тайны земли Савруш батыра», В.Макаровăн «Культура, быт и обычаи низовых чуваш» кӗнеки кун çути курчӗ. Шел те, пысăк çухатупа та палăрчӗ ку çул. Республикăра таврапӗлӳ ӗçне çӗнӗрен чӗртес ӗçе пуçаракансенчен пӗри В.Дедушкин кăçал ӗмӗрлӗхех пиртен уйрăлса кайрӗ. Вăл пуçтарнă кӗнекесем ан çухалччăр, ячӗ халăхра юлтăр тесе Чăваш таврапӗлӳçисен уйрăмӗ В.Дедушкинăн тăван Пăва районӗнчи Элшел ялӗнчи музейра тата шкулта унăн кӗтесне йӗркелеме планлать. Çаплах таврапӗлӳçӗсем Шупашкарти наци музейӗпе те тачă çыхăну тытнине палăртмалла. Библиотека пӗлтӗр чăвашла 800 кӗнеке панă, вӗсене Аксу районӗнчи Саврăшпуç тата Савгачево шкулӗсене парнеленӗ. Кăçал та таврапӗлӳçӗсем çак ӗçе малалла тăсса тепӗр 500 кӗнеке илсе килме хатӗрленеççӗ. Вӗсене Анат Кама, Пăва тата Çӗпрел тăрăхӗнчи библиотекăсемпе шкулсене парнелӗç. Паллă чăваш писателӗсемпе шкул ачисен тӗлпулăвӗсем йӗркелессине йăлана кӗртнӗ вӗсем. Çапла ачасем Э.Патмарпа, Юхма Мишшипе тӗл пулнă.

Таврапӗлӳçӗсен Аксу районӗнче Алмуш патша резиденцийӗ пулнă текен версине малалла тӗпчӗç. Ку енӗпе Тутарстан таврапӗлӳçисем Шупашкарти тата Мускаври таврапӗлӳçӗсемпе пӗрле ӗçлеме хатӗрленеççӗ. Çаплах Аксу тăрăхӗ калмăксемпе казахсене те интереслентерет-мӗн. Кунти калмăк сăртне тӗпчес шухăш пур-мӗн вӗсен. Ку ыйтупа калмăксемпе казах ученăйӗсемпе çулла Шупашкарта тӗл пулӗç. Пӗр сăмахпа, тӗпчемелли таврапӗлӳçӗсен нумай. Вӗсен шучӗпе, республикăри пӗр чăваш ялӗ те тӗпчемесӗр юлмалла мар.

Таврапӗлӳ ӗçӗнче тăрăшса нумай ӗç тунисене те палăртмасăр хăвармарӗ съезд. Ижевск хулинче пурăнакан ентеше Ю.Ипатова, Çырчаллинчи Е.Илюхина тата Пăва районӗнчи Е.Афанасьева «Чăваш енӗн хисеплӗ таврапӗлӳçи» ят пачӗç. ТР Чăваш çыравçисен союзӗн председательне Н.Сорокина вара Чăваш халăх ăс-хакăлӗпе ӳнер академийӗн президиумӗн йышăнăвӗпе «Чăваш этнокультурин тава тивӗçлӗ ӗçченӗ» хисеплӗ япа чысларӗç.

Ирина Кузьмина, "Сувар" хаҫат.

«ЗВЕЗДУ СЪЕДАЕТ ЧЕРНАЯ ДЫРА...»

20.11.2017 15:30

К своему 80-летию русскоязычный чувашский поэт и драматург Владимир Изачак (1938 года рождения) подготовил новый сборник стихов, поэм и прозаических миниатюр под названием «Последний сборник». «Пусть последний сборник: для моих годов, я полагаю, это достиженье. Он будет завершением моих трудов – спасибо Богу, близко к завершению».

В новом сборнике много глубоких размышлений о прожитой жизни: о смысле бытия, о современных мировых событиях. Автор верен себе и продолжает поэтический обзор со всех точек своей души, Земли и Космоса. «Большое в Малом. Малое в Большом. Была Звезда, она светила ярко. Теперь лишь точка черная: и в нем одни бозоны... кварки да хренарки...». Тем не менее, во все книги поэта вкраплены теплые лирические и остро сатирические стихи о Родине и матери, о жене и детях, о соседях и коллегах. Панорамность зрения поэта охватывает многое во времени и пространстве. Завидная широта и активность!

Владимир Николаев-Изачак - автор более десятка оригинальных книг и четырех сборников переводов с чувашского. Его последние издания «Избранные произведения» в 3-х томах (2013-2014), сборник «Я живу, я дышу, я пишу» (2015), «Тангриада» (2016) и «Собрание сочинений» на сайте «стихи.ру» отмечены восторженными откликами поклонников и положительным откликом критики. Его творчество пронизано острой публицистикой, но сам он человек не публичный. Встреч и выступлений не организует, на пышных презентациях поэтов не выступает. На родину из дальних скитаний вернулся на склоне лет, но в поэтическом кругу Чувашии сразу стал заметной фигурой.

Владимир Николаевич сейчас живет в Чебоксарах, он родом из известной в Чувашии Ачакской стороны Ядринского района, где его прославленный земляк, председатель колхоза Аркадий Айдак открыл интересный музей-усадьбу вирьяльского крестьянского хозяйства Х1Х века, а родную окрестность превратил в отлично облагороженный край. И вот, пробивая горечь детских и юношеских воспоминаний, радость обновленной жизни родимой стороны вдохновил ветерана на творческие труды и дерзания.

«Исходные условия жизни – рождение в нищей, не уважаемой односельчанами раскулаченной семье в глухой чувашской деревушке, которую я покинул при первой же возможности, научили жить меня без больших амбиций и придерживаться взглядов без крайних радикальных позиций, научили законопослушанию и умению безропотно воспринимать любые повороты в жизни своей страны, да и в своей жизни... Так сложилась моя жизнь, что, покинув свою малую родину в далекой юности, прожил почти полвека вдали от нее. По этой причине стал русскоязычным автором, хотя родной свой язык и сохранил. Второй причиной того, что пишу не на чувашском языке, является плохое знание чувашского литературного языка, созданного на базе наречия низовых чуваш – анатри. Родным моим языком является виръяльское наречие, которое в настоящее время выходит из употребления и исчезает даже в моей деревне...» (Из предисловия «От автора» к 3-му тому избранных произведений).

Нелегкая ноша выпала на долю детей Великой Отечественной войны, и об этом во многих стихах и поэмах у разных авторов и с разными оттенками говорилось не раз. Об этом же пишет Владимир Изачак. «Хотел ли, не хотел ли, Но так прошло по жизни – Крутило каруселью, Судьба была капризной» (том 3, «К юбилею»). Все его книги проникнуты биографией послевоенного поколения, событиями и духом современного ХХI века и более того – историей чувашского народа с древних времен до наших дней. Чувство причастности к судьбе народа и Отечества, чувство ответственности за свои и государственные дела России пронизывают все его творчество.

В первый том «Избранных» включены стихи разных лет (пейзажная, любовная, интимная лирика, стихи-воспоминания,), отдельным разделом идут баллады («Человек и смерть», «Камень волшебный», «Дриада», затем – разделы твердых форм стиха (сонеты, тахмисы, триолеты, ритурнели, оксюмороны, лимерики), завершают том крупные формы – поэмы, пьеса («Икона», «Заговоренное кольцо», «Трагедия в Кара-Кидани», роман в стихах «Сизиф, события после...»).

Второй том, состоящий из трех разделов, воспевает малую родину Чувашию, знакомит с чувашской мифологией и сказаниями. Многие строки крылаты: «Трусость рождает подлость, подлость рождает трусость» (5с.), «И если край родимый чтим мы, Мы этим чтим и все Отечество» (14), «Где уж нам уж до победы – Слишком малой мы породы» (23). Второй том включает прозу поэта. «Я редко обращался к жанрам прозы... Были большие сомнения - включать в сборник прозаические работы или нет. После долгих сомнений включил, они тоже являются отражением некоего среза моей жизни, и исключать их из моей жизни мне бы не хотелось» (предисловие 2-го тома). Проза присутствует также в сборниках «Я живу...» и в «Последнем сборнике». Срез интересен, тут картинки из жизни – шутливая «Танечка» и грустные «Дети войны», «Конюх», грибы, Константин Райкин о цензуре, тут вся космогония и путешествие на стерильную планету НР 8799...

В третий том, как говорит автор в предисловии, «включены стихи и поэмы, обозначенные рубрикой «гражданская лирика» и в целом отражающие мою гражданскую позицию как автора».

Гражданственностью дышит также книга «Я живу, я дышу, я пишу...», в которой собраны произведения 2012-2015 годов: «Призывали помайданить», «Что мне в грядущем?», «Крым оставлю себе», «Уходят языки», «Конкурс – статус первой леди» - это названия стихов сборника. Я бы эти произведения назвал стихотворной публицистикой. В творчестве Изачака сюжетность стихов налицо. Он мастер рассказа в стихах. Посвященная матери «Счастье» и за ним «Крошечка хлеба» - рассказы в стихах (Последний сборник). Образцовый пример – «А Роза упала на лапу Азора». Обыгрывая известный палиндром, поэт повествует о трагедии семьи, где красвица-жена в погоне за красивой жизнью дошла до балконной двери.. («Я живу...», 92-93сс.)..

Литературоведы, критики и писатели (Вячеслав Ендеров, Нелли Пальмова, Михаил Юхма) уже высказывали свои оценки его творениям. В сборниках В.И. Изачака приводятся комментарии читателей интернета к его произведениям. В обзорном слове не проанализировать сотни стихов, десятки поэм и баллад, несколько трагедий, два стихотворных романа и мифологическую поэму «Тангариада». Выскажу свое общее мнение о произведениях и творчестве в целом.

Поэмы и трагедии читаются легко, местами звучат как греческие и шекспировские трагедии. Они, как цикл творений с единым взглядом и художественной логикой, объединены не только географическим пространством, но и глубинной связью с судьбой родного народа. Где бы ни мыкался чувашский «оторванный дубовый листок», никогда не покидал и не забывал он родное Присурье и постоянно размышлял о чувашах.

Значительное поэтическое творчество Владимира Изачака побуждает к раздумьям о перипетиях чувашской письменности и литературы, напоминает даже о тех временах, когда писали руной и после разгрома Волжской Булгарии наши предки вынуждены были скитаться по миру и писать на арабском или тюркских языках, а Никите Бичурину, Спиридону Яндушу и самому Владимиру Изачаку пробиваться к свету помогла русская речь...

Сейчас, когда безбрежное половодье стихов нахлынуло на публику, трудно отличить пустую пену хвастливых графоманов от действительно достойной и весомой поэзии. И все же океан пустопорожних, эпигонских и претенциозных строф не может затемнить и перекрыть чистую струю светлой, честной и умной литературы. Припоминается пушкинская реплика о Баратынском: «Он у нас оригинален, ибо мыслит». Чувство, мысль и мастерство – вот неотъемлемые достоинства и похвала, по определению чувашского поэта Васьлея Митты, у настоящей поэзии.

Глубина размышлений, злободневность чувств, широта красок в лирических и эпических творениях Владимира Изачака, конечно, не могут не импонировать серьезному читателю. «Русскоязычный чуваш» не уходит в метафорические дебри, не летает в заоблачных англо-русских абстракциях и философствованиях – он насквозь земной, простой, с запахом трав, журчанием воды и потом тяжелого труда. И при этом – философ, социолог, публицист.. Он вникает в смысл событий и вещей, ищет связь личности и общества, человека и мира, высказывается об этом поэтическими рефренами, афоризмами и эпическими повествованиями.

Все книги В.И. Изачака окрашены активным отношением к миру. Камертон его души, в отличие от лиры немалых наших остепененных поэтов, не издает фальшивых призвуков. Подчеркивая свою корневую связь с многострадальными предками, родной землей, Россией, поэт восхваляет хлебороба, гордится героями древних мифов, защитниками Волжской Булгарии, участниками великих восстаний и революций, победами на фронтах Отечественных войн. Поэтическая мысль о непрерывности исторического бытия, ценности духа и нравственной устойчивости поколений напоминает о великих трагедиях, неистребимой жизнеспособности народа, важности честной миссии каждого человека в борьбе со злом на этой грешной земле. Сам он непримиримый к любому злу борец.

Плодотворный, разнообразный, талантливый самородок Владимир Николаев-Изачак еще не сложил своего литературного оружия. Душа его покоя не знает и мысли еще не успокоились. После «Последнего сборника» вполне еще может появиться генерал-стихотворение и какая-нибудь награда за жизненное мужество и литературную доблесть.

Явление в поэтическом мире Владимира Изачака непривычно тихое и своеобразное. Но творческий голос его – летописца ураганных годов ХХ-ХХI веков - довольно громкий и правдивый, Читатели его хорошо услышали и будут еще долго читать и размышлять о времени, о себе и судьбе Отечества.

Виталий Станьял, литературовед

Страницăсем: 1, 2, 3, 4, 5, [6], 7, 8, 9, 10, 11, ... 42