Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Краеведение это...

«Краеведение как явление культуры замечательно тем, что он теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, собраний, архивов педагогической деятельности, объединением молодёжи в кружки и общества, развитие туризма, созданием хоров и кустарных артелей».


«Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать».

академик Дмитри Лихачёв

Шурсухалсем уҫӑ ларӑва пухӑнаҫҫӗ, унта кирек кам та пыма пултарать

18.02.2020 11:42

Яланхи пекех, кӗҫнерникун 14 сехет хыҫҫӑн, 2020 ҫулхи нарӑсӑн 20-мӗшӗнче, Наци вулавӑшӗнче чӑваш аксакалӗсен тӗп канашӗ пуҫтарӑнать.

Пӑхса тухмалли ыйтусем: 1) Чӑваш чӗлхи малашлӑхӗ 2) Пушкӑртстанри Слакпуҫ ҫыннисен экологи ҫырӑвӗ 3) Конституцие улшӑнусем кӗртесси ҫинчен 4) Халӑх шутлавӗ (перепиҫ) пире мӗн кӑтартӗ тата ыттисем.

В.П.Станьял

Открылась выставка «Чувашская Республика: летопись столетия»

17.02.2020 14:16
Открылась выставка «Чувашская Республика: летопись столетия»

14 февраля в Национальной библиотеке Чувашской Республики открылась выставка литературы «Чувашская Республика: летопись столетия», посвящённая 100-летию образования Чувашской автономной области, раскрывающая богатую историю развития и становления республики. Основой выставки стали материалы из богатого фонда Национальной библиотеки Чувашской Республики – более 1000 книг, фотографий, газетных и журнальных публикаций, а также архивные документы и экспонаты.

Главная экспозиция выставки развернулась в зале новых поступлений (114 каб.), в каждом разделе которой десятилетие за десятилетием отражены значимые события и достижения Чувашии.

В остальных залах библиотеки разместились тематические экспозиции:

«Государственные символы Чувашии» (зал государственных символов, 204 каб.)

«Чувашия литературная», «Чувашия в годы Великой Отечественной войны» (центр "Чувашская книга", 201 каб.)

«Мир чувашской культуры» (отдел художественной литературы и искусства, 212 каб.)

«Физкультура и спорт: дорога длиною в век» (отдел гуманитарной литературы, 309 каб.)

«Наука Чувашии в лицах» (отдел отраслевой литературы, 312 каб.)

«История Чувашии в автографах» (центр редкой книги и консервации документов, 242 каб.).

В открытии выставки приняли участие деятели науки и культуры, общественные деятели, студенты и читатели. Среди них: старший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук Александр Кузнецов, народный писатель Чувашии Анатолий Кибеч, писатели Людмила Сачкова и Лидия Сарине. Почётные гости поблагодарили сотрудников библиотеки за организацию выставки к столь важной для республики юбилейной дате, отметили её оригинальное оформление и богатое содержание, призвали молодое поколение изучать культуру и историю своего народа.

В скором времени одноименная выставка будет размещена в электронном виде на сайте библиотеки и станет доступной для удаленных пользователей.

Выставка «Чувашская Республика: летопись столетия» будет работать до 30 июня 2020 года с 10.00 до 18.00 (кроме воскресенья).

Принимаются заявки на коллективное посещение.

Справки по телефону (8352)23-02-17(доб. 144), Соловьева Галина Павловна.

Горе не меряно и славой не овеяно

15.02.2020 13:52
Горе не меряно и славой не овеяно

О романе Станислава Отрыванова «Черная береза» (Чебоксары, тип. В.В. Филимонова, 2020.- 498 с.)

Состоящая из двух частей («Дочки-матери» и «Радости-печали») эпическое полотно — хронология чувашской деревни ХХ века писателя-краеведа С.Г.Отрыванова (1948 г.р., с. Калинино Вурнарского района) – читается споро, без запинки, захватывая знакомо-незнакомыми штрихами давно и недавно пережитых треволнений. Нам, пожилым людям, свидетелям тех лет, что описаны в книге, интересно еще раз встретиться на страницах со своим прошлым, обдумывать пройденный путь и вынести завершающие оценки своей судьбы и зигзагов великой страны.

Нет в книге выдуманных острых сюжетов, нет бессмертных звездных героев, нет экзотических стран – есть страдающая Россия, есть скудная чувашская земля и живут на ней, к сожалению, немало злых, бессовестных хапуг, и добрые, бескорыстные труженики - сельчане, продолжают жизнь, стараются из последних сил, карабкаются из нужды и несправедливости, терпят бесконечные унижения дальней и близкой власти. Ради чего? Ради государства? Ради какой-то партии? Всей книгой Станислав Отрыванов утверждает, что человек на земле живет для счастья, для радостного труда, для лучшей судьбы будущих поколений.

Часто напоминает автор, что жизнь протекает быстро, будто журчащая река. Только что семнадцатилетняя Варвара Семеновна, полная сирота, не по закону от Матвея Егорова родила девочку Анфису и терпела насмешки односельчан. При разделе земли Анфиса с матерью остались без участка, без лошади, осталась только мысль наложить руки на себя. Помогла дочь Нуросовского священника, учительница Вера Сретенская, выхлопотавшая ей надел земли и право на домохозяйство.

Боевая и пригожая Анфиса, похожая характером и поведением на маму Варвару, вскоре выходит замуж за сына Григория Куракова – Луку. И пошла новая ветка на дереве рода деревенского. Ведет повествование писатель без остановки. События идут быстрой чередой. Это у дома Луки Григорьева растет береза-цыганка с бурой кроной, которой боится маленькая дочь Орина–Ирина, а дед Мирон говорит, что она крик унимает, больных исцеляет, свет и тепло дает. До конца жизни Ирины Лукиничны бурая береза шумит возле их дома.

«Ирина любила слушать в вечерней тишине под легким ветерком шелест ее листьев, а утром просыпалась под щебетанье птиц... Если подойти к ней, прислоняться и обнять, все печали будто уходят, на душе становится светло и радостно... Настой из листьев использует для заживления ран, деготь применяет для лечения язв и сыпи на коже, наросты заваривает для лечения желудочных болезней» (338 с.).

Образ черной березы, конечно, введен как символ героико-трагического времени, но с сюжетом повествования она напрямую не связана и на судьбы людей не влияет, хотя бабушка Ирина в конце романа говорит, что «люди нашептывали, что во всем виновата черная береза, она является причиной всех бед». Читатель вправе гадать, кого и что следует подразумевать под черной березой ХХ века.

В молодые годы я тоже набросал было роман с названием «Черная береза». Впервые это карликовое дерево видел на окопах Калужской земли, где погиб в 1942 году мой отец, командир орудия истребительного дивизиона. Ту даурскую (дальневосточную) черную березу посадил сын погибшего противотанкиста с Камчатки, и мне это запало в душу. Не повезло с черноберезовой рукописью – при пожаре отцовского дома она без остатка сгорела.

Про русскую березу 1941 года известен роман Михаила Бубеннова («Белая береза», 1947), про черную березу показывают белорусский военный фильм. В романе Станислава Отрыванова немало сказано про Отечественную войну, но он не о войне - о сельчанах довоенного, военного и мирного времени. Революция, нэп, раскулачивание, классовая борьба, 1937 год – все это неотвратимо резко отражается на судьбах жителей деревни Кивкас. Одни разоряют, другие защищаются. Жестокие жернова власти не жалеют ни умных, ни глупых. Зажиточный крестьянин, хитрющий Ананий Павлов, учуяв угрозу раскулачивания, заблаговременно женит сына Василия на бедной девушке Тамаре Ласточкиной. Ход был правильный, он остался в деревне и мстить врагам-недругам, в упор застрелил председателя товарищества Бориса Денисова, чуть-чуть не сумел уложить председателя сельсовета Мирона Тарасова...

Вся книга о мужественных людях, надежных мужчинах и терпеливых женщинах, о верных защитниках Родины, продолжателях жизни. Настоящим, подлинным и добрым героем показан участник четырех войн Мирон Тарасович Тарасов - борец за достойную жизнь, председатель колхоза «Луч», мужик умный, двужильный, сердечный. Запоминаются Лука, Федор, добропорядочный Архип, учитель Гермоген Михайлов. Красочно выведен обезумевший Аркадий Скворцов, в ярости рубящий коренастую яблоню, на которую наложили непомерный налог, трепещущая вокруг жена Ниная: «Не подходи, изувечу!». На глазах туманится светлая с детства душа – глухонемой Яков; отец будущего адмирала - танкист-инвалид в орденах и медалях, заливающий черную кручину водкой. Бывший директор школы Соня, потерявшая мужа-фронтовика Егора Николаева не на фронте, а в Сибири якобы за шпионаж в немецком плену, ударилась в непробудное пьянство.

Надо составить родословное дерево деревни, чтобы запоминать всех героев романа. Их много, столько, сколько жителей в Нуросовской округе. Плохо это или хорошо? Когда читаешь книгу, судьба каждого из них скользит будто по нитке и задевает душу, и не замечаешь, что героев непомерно много и держать в памяти всех не каждый читатель сумеет. У меня, например, в голове остались не имена, а ситуации, в которых оказывались второстепенные герои повествования. Ярких страниц в романе много. Не удержаться от сарказма, приводимого в книге: «Экскурсовод в музее спрашивает у посетителей: «Чей скелет – мужчины или женщины, рабочего или крестьянина»? Никто не ответил. Тут вперед выходит один старик и при всех стал объяснять: «Это скелет мужика-колхозника, он сдал государству мясо, кожу, шерсть и яйца – остался от него только скелет». Это сущая правда того времени, и старшему поколению этот анекдот клонит вовсе не к смеху.

Радостно на душе читать опрятную, честную сценку, когда колхозный агроном случайно вваливается в баню к вдове и находит пожизненную любовь. Щемит сердце от горькой, нищенской послевоенной судьбы дежурной железнодорожного переезда из-под Казани Анфисы Григорьевны Артемьевой, до войны по доброте души своей спасшей жизнь спецпоселенца Ирины, и в 1941 году после бомбежки хоронившей дочь. Сколько тысяч было по широкой стране таких вдов, сирот-старух и одиноких стариков, потерявших семьи на фронтах и в тылу! Едва ли поймут это молодые читатели романа, ни разу не испытавшие тяжесть потерь дорогих людей, груз утраты опоры и надежды существования...

В романе на протяжении всего ХХ века красной нитью идет образ учительницы Ирины Лукиничны, главной героини произведения, и вокруг нее происходят все малые и большие события чувашских деревень Нуросовского края, вокруг нее грохочут мировые трагедии, кипит классовая борьба, горят дома, стреляют противники, через ее сердце проходят войны, тюремные лагеря и переселения, любовь и ненависть, меняются правители, сменяются поколения. И все это вылеплено автором подробно, как узор на кружевах, без единого пропуска завитка. Это чисто Отрывановский стиль повествования – линейный, степенный и тихий. Так же ювелирно он писал в прежних романах «Чужие среди своих» и «Журавлиный танец». Не за художественной занимательностью шел писатель в романе – он выложил истинную правду жизни чувашской деревни и вылепил прекрасные образы героически достойных людей.

Смекалистая и упорная Ирина ещё до революции два года училась в Яковлевской Симбирской учительской школе, набралась ума и умения, вернулась на родину и не чаяла души в сельских детях. Юную красавицу силою взяла замуж полюбивший ее Федор Казаков. Ах, вот тут хочется прийти на выручку девушке, помочь наказать наглеца, но против воли героини и писателя читатель пойти не может и вынужден постоянно делить мытарства женщины от этого неправильного шага. Как только все невзгоды вытерпел Мирон Тарасов, однолюб, всю жизнь болевший душой за Ирину!

Советская власть раскулачила Казаковых, с ними упрятали в Сибирскую тайгу учительницу Ирину. И на этом радости кончились навсегда. Федор на лесоповале искал смерти и в 1932 году трагически погиб, Ирина убежала с поселка заключенных и попала в другой ад, в Цивильскую тюрьму, не менее страшный и дикий. Ее спасает Мирон Тарасов, добившись отмены решения о раскулачивании учительницы. Но её больше не пускают (даже подруга детских лет Соня-директор) к детям в школу. Ирина Лукинична не покорилась бедам. Пусть ее доля горечью посолена, туманом обвита, снегами и дождями покрыта, тюрьмами и лишениями запутана, кровью омыта, ее героический характер и воля, ум и трудоспособность, тяга к справедливости помогли преодолевать опасности, смелые поступки выручали из беды. На ферме жила и работала – спасла телят, на строительстве Сурской оборонной линии – трактор... Словом, на таких железных женщинах держалось чувашское село и наша Родина в целом. Об этом не могут сказать правду писатели молодой генерации, и, конечно, только дети войны, мне кажется, могут раскрыть глубину тяжелейшей трагедии вдов и детей фронтовиков Великой Отечественной войны. Придет время, отрывановские и подобные им документально выверенные книги вытеснят с книжных полок набившие оскомину «любовные романы» некоторых перехваленных народных писателей. Большая любовь не терпит поверхностного и пустого сексоскальства. А роман Станислава Отрыванова о любви, и только о любви! Большой и негасимой любви, зовущей к жизни, к преодолению невыносимых невзгод и несправедливых издевательств.

Романы Станислава Отрыванова созданы на пограничье документально-краеведческой точности через призму классической художественности. Мне кажется, что они составляют особый вид деревенской этнографической и хронической прозы ХХ века и в будущем будут иметь основательный познавательный вес.

Волки, воры и разбойники, конокрады, убийства и пожары, моления и жертвоприношения, песни и плачи, мифы и стихи, проводы и встречи, рождения и похороны, посиделки и хороводы, свадьбы и праздники, базары и ярмарки – всего полно в романе, притом – в самом подробном освещении. Но на первом месте всегда стоял труд, труд созидательный, труд ежедневный, но для крестьян на Руси не всегда благодарный и оплачиваемый. Картины жатвы, сенокоса, поэзия коллективного труда на уборке картофеля, свеклы, конопли, хмеля книгу «Черная береза» не преминули и останутся как словесные архивографии на века в глазах читателей.

Точно быстрые кадры кино бегут события и люди. Вот прабабушка Ирины Лукиничны Вера Семеновна, бабушка Варвара, мать Анфиса, отец Лука, мужья Федор, Мирон, внуки Аля и Сергей, подруга юности Соня с мужем, эвакуированная ленинградка Валентина Михайловна, фронтовик Гурий, Оксана, зять (муж Марии) – инвалид войны, бывший танкист Владимир Никитин... Их уже нет на свете. Рядом – другое поколение, дочка Мария Федоровна со вторым мужем, агрономом колхоза Максимом, внук Геннадий Владимирович Никитин, командир подводной лодки Северного Флота, жена его Полина. Село не забывает своих армейских сыновей, никогда не забывало.

В эпилоге романа – сельское кладбище Кивкаса. Кланяется памяти брата Сергея, погибшего в Афганистане, и старших родственников контр-адмирал Геннадий Никитин. С его матерью рука об руку идет внучка Ириша, идут молодожены Оля и Юра, Майя и ее муж капитан лейтенант Миша Шуваев.

Сидящей у повалившей березы старой Ирине Лукиничне принесли весточку: невестка Таня родила девочку и назвали ее Варварой. «Вот и Варвара вновь вернулась в этот мир...».

Жизнь продолжается. Впереди новые радости и горькие печали.

Виталий Станьял

Открывается выставка "Чувашская Республика: летопись столетия"

13.02.2020 20:57
Открывается выставка "Чувашская Республика: летопись столетия"

14 февраля в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоится торжественное открытие выставки «Чувашская Республика: летопись столетия», посвящённой 100-летию образования Чувашской автономной области.

Основой выставки стали материалы из фонда Национальной библиотеки Чувашской Республики – это более 500 книг, фотографий, архивных документов, газетных и журнальных публикаций, экспонатов, раскрывающих историю становления и развития республики за сто лет. Все материалы экспозиции распределены по годам – 20-е, 30-е, 40-е и т.д. В каждом разделе десятилетие за десятилетием отражены значимые события, достижения Чувашии. Читатели смогут узнать о том, как зарождалась автономия, как республика выживала в суровые годы Великой Отечественной войны и восстанавливалась в послевоенное время, чем дышала в период «оттепели», какие изменения произошли в ней в годы «перестройки», как развивается на современном этапе. На выставке читатели смогут обратиться к 1-му выпуску «Сунтала», познакомиться с Декретом «Об Автономной Чувашской области», первой Конституцией ЧАССР, материалами о выдающихся людях, внёсших значительный вклад в развитие края.

Приглашаем всех на открытие выставки в выставочный зал (114 каб.). Начало в 14.00.

Экскурсия по музейному комплексу

10.02.2020 19:13
Экскурсия по музейному комплексу

7 февраля отдыхающие социально-оздоровительного центра «Вега» посетили Этнографический центр суваро-булгаро-чувашской культуры, который расположен на 630 км трассы М7 рядом с деревней Малый Сундырь. Руководитель музейного комплекса Сергей Сорокин увлекательно рассказал об истории чувашей, потомков древних суваро-булгар. Ознакомил с подлинными экспонатами древней культуры, куда входят интерьеры кузницы, пивоварни, столярной и швейной мастерских. Из экспозиций «История почты» отдыхающие узнали об истории возникновения почтовой службы с древнейших времен, строительства большого Сибирского тракта и почтовой станции Сундырь. Много полезного и интересного получили посетители музея. У всех остались положительные отзывы. Слова благодарности выразили руководству музея, закрепив своими подписями в журнале отзывов и предложений.

Завещано помнить и хранить

10.02.2020 08:55
Завещано помнить и хранить

Великой Победе – 75

Более 208 тысяч известных и неизвестных защитников из Чувашии проливали кровь в боях с врагами, сложили головы на ближних и дальних рубежах страны. В каждой семье, в каждом доме, в каждой деревне испытали горечь военного лихолетия, многие отцы, сыновья и дочери не вернулись с полей сражений. Вернувшихся с победой фронтовиков 1941-1945 годов среди нас фактически уже не осталось.

В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне чувашские краеведы, журналисты, историки проделали немалую работу для увековечения памяти защитников Отечества от немецко-фашистских оккупантов. Отряды поисковиков исследуют места боев, неутомимый следопыт войны Евгений Шумилов на страницах «Советской Чувашии» ведет обзор хроники грозных лет. Все газеты пишут о людях и событиях, приближавших победу, краеведы издают книги.

Доброе слово хочу сказать о книге Эдуарда Ушакова и Михаила Игнатьева «Хранить вечно» (Чебоксары, 2019, 200 с.) о судьбе пяти братьев Игнатьевых из деревни Латышево (Лачкасси) Янтиковского района Чувашии, вместе оборонявших легендарный Ленинград.

«Из небольшой деревни Латышево, где было чуть больше 130 дворов, на фронт ушли 143 воина. Из них 86 сложили головы в борьбе с фашистами... Среди защитников родной земли 19 офицеров, 28 сержантов и старшин», – говорится в книге. Пять братьев Васильевых и пять братьев Игнатьевых один за другим ушли на фронт и проливали кровь за свободу нашей Родины.

Родоначальник солдатской семьи унтер-офицер Игнатий Михайлов действительную отслужил в Керченской крепости в Крыму, а в Первой мировой воевал под Варшавой. Вернувшись домой, воспитал пять сыновей (Ивана, Ванюка, Павла, Михаила, Василия) и двух дочерей. Старший сын, морской пехотинец, связист Иван умер от ран дома в феврале 1945 года. Младший политрук Ванюк (по документам тоже Иван), работавший директором известной сеспелевской Шихазанской школы, погиб в 1942 году в бою за деревни Трегубово и Любино Поле под Ленинградом. Другой сын Михаил, командир отделения штурманских электриков на эсминце С-7, старшина 2 статьи, награжденный орденом Ленина после первого похода, погиб в подводной лодке в Аландском море у берегов Швеции. Миша был не только храбрым и умелым моряком, но и умным человеком. В книге цитируется выдержка из его письма домой: «Когда спросит человека его совесть, а человека совесть неминуемо спросит,- «что же ты сделал для Родины в дни тяжелых испытаний, в дни, когда народы страны упорно вели справедливую, освободительную войну?». Я с радостью на душе могу ответить, что бил бандитов, громил, уничтожал. Нет ничего другого высшего, как быть честным воином и доблестно защищать свою Родину». Михаил Игнатьевич был патриотом железной закалки, душевным и любящим близких ему людей. Он несколько раз посещал своих братьев. Три раза был у братишки Василия, зенитчика на эсминце «Строгий».

«В первый раз Михаил наведался к брату, когда тот находился на вахте. И в тот же момент внезапно начался налет авиации противника.

- Мишка, уходи,- крикнул Василий и, одевая каску, бросился к зенитному орудию,- успеем договорить потом!

... На палубу сыпались осколки авиабомб. Одно из орудий эсминца смолкло – остановился элеватор, подающий из артпогреба снаряды. Но через несколько минут механизм снова заработал. Михаил Игнатьев, который все еще оставался на палубе, быстро обнаружил неисправность. Оказывается, осколок снаряда перебил кабель, питающий элеватор. Он сомкнул разорванный кабель и держал на открытом пространстве под градом пуль и осколков до окончания налета вражеской авиации» (с. 103). При этом классный электрик получил ожоги рук – действовать по инструкции не было лишних секунд!

Василий Игнатьевич с эсминца «Строгий» вернулся живым, с боевыми орденами и медалями. Красивый и симпатичный моряк и в старости оставался таким – фотоснимки лучше слов говорят о его мужественном характере и стойкости

Старший лейтенант Павел Игнатьев, до и после войны работавший директором школы, между боями и походами встречался с братьями Василием и Михаилом в блокадном Ленинграде, и эти встречи остались в памяти навсегда. Очерк и воспоминания командира Павла Игнатьевича не менее захватывающи и полны ужасов, чем детективная повесть. Но они составлены полностью на документах и фактических событиях.

В книге имеются подробные карты, фотоснимки, копии документов и писем, списки боевых потер подлодок Балтийского Флота (38 лодок) и погибших на лодке С-7 (четверо спаслись), схемы родословной Китреля Меметеева и Игнатия Михайлова... Отличная книга! Это настоящая и достойная память о своих предках, отцах, сыновьях и дань их чистому, честному, подвигу во имя мирной жизни на земле.

Думаю, что большая доля стараний соавтора Михаила Васильевича Игнатьева и других Игнатьевых в этом издании, но хочу сказать искреннее спасибо почетному краеведу, педагогу, майору запаса, народному академику, члену Центрального совета чувашских старейшин, автору многочисленных содержательных монографий Эдуарду Сергеевичу Ушакову за образцовую книгу о братьях Игнатьевых. Ровесник мой уже немолод, но по-юношески отзывчив, трудолюбив и всегда при народном деле. Много он вложил сил для освещения истории Янтиковского района, его населенных пунктов и знатных людей, для утверждения исторической памяти родного чувашского народа.

Многие ли потомки так уважительно хранят память о своих героях-защитниках? Я немало бывал в семьях, где не знают, где и кем воевали их деды, отцы и братья, за что награждены они и где похоронены или в каких боях «пропали без вести». Может, хотя бы сейчас, накануне праздника Великой Победы, беря пример с Игнатьевых и Ушаковых, такие семьи пороются в «Книгах памяти» и на военных интернет-сайтах, чтобы смахнуть с себя безразличную сонливость совести...

Виталий Станьял

Встреча-воспоминание к 105-летию со дня рождения С. М. Ислюкова

08.02.2020 18:09
Встреча-воспоминание к 105-летию со дня рождения С. М. Ислюкова

7 февраля в Зале государственных символов Национальной библиотеки Чувашской Республики состоялось торжественное мероприятие, посвященное 105-летию со дня рождения видного государственного, партийного и общественного деятеля, Председателя Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Первого секретаря Чувашского обкома КПСС Семена Матвеевича Ислюкова (1915-1998).

Участниками мероприятия стали организатор, вдохновитель и ведущий встречи, председатель Союза ветеранов агропромышленного комплекса Чувашской Республики Петр Ивантаев, председатель Комитета по социальной политике и национальным вопросам Госсовета Чувашии Вячеслав Рафинов, председатель Чебоксарского городского Собрания депутатов Виктор Горбунов, родственники и друзья.

Работая в течение 30 лет в руководстве республики, её партийной организации, С.М. Ислюков внёс значительный вклад в развитие всех отраслей народного хозяйства, науки, искусства и культуры Чувашии. Подробнее об основных этапах жизни и деятельности С.М. Ислюкова, его интересах, круге общения, личностных качествах рассказала заслуженный работник социальной защиты населения России и Чувашии, почетный работник высшего профессионального образования России Раиса Ерусланова.

Ее выступление личными воспоминаниями дополнили соратники по партийной работе: Александр Петров, Петр Митрофанов, Иван Долгушин, а также родственники - зять С. М. Ислюкова Альберт Грибов и внучатая племянница Татьяна Маркелова.

Выступающие говорили об огромном вкладе Семена Матвеевича в развитие родной Чувашии, о том, что он отдавал порученному делу все свои силы и знания, подчеркивали его личностные качества: деловитость, принципиальность, требовательность к себе и товарищам по работе, трудолюбие, простоту и скромность. Он служил примером внимательного и чуткого отношения к людям. Пользовался заслуженным авторитетом и уважением трудящихся республики, принимал активное участие в ее общественно-политической жизни.

Резюмируя итоги встречи, ведущий Петр Ивантаев выразил пожелание об установке памятника и открытии сквера Ислюкову С. М. в городе Чебоксары.

Памятное мероприятие украсили выступления артистов Чувашской государственной академической капеллы.

Источник: Национальная библиотека Чувашской Республики

Открывается выставка «Вся жизнь в науке»

05.02.2020 15:37
Открывается выставка «Вся жизнь в науке»

11 февраля в Музее чувашской вышивки откроется фотодокументальная выставка «Вся жизнь в науке» (Ăслăлăха халалланă пурнăç), посвященная 85-летию со дня рождения доктора искусствоведения Алексея Александровича Трофимова.

Алексей Трофимов является членом Международной ассоциации искусствоведов и критиков, награжден тремя медалями, трижды становился Лауреатом Государственных премий Чувашской Республики в области литературы и искусства (1995, 2008), в области гуманитарных наук (2001).

Академик Российской Академии Художеств, доктор искусствоведения, вице-президент НАНИ Чувашской Республики, член Союза художников СССР (1971), член Международной ассоциации искусствоведов и критиков.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995) и Чувашской АССР (1984). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и «За заслуги перед Чувашской Республикой», серебряной медалью Российской Академии художеств (2010), золотой медалью Союза художников Российской Федерации.

В начальный период карьеры ученый занимался исследованием чувашского народного орнамента. Одной из первых его публикаций является статья «К вопросу о возникновении чувашской вышивки», вышедшая в Сообщениях Русского музея (1976).

В 1977 г. он защитил диссертацию на тему «Орнамент чувашской народной вышивки» и стал кандидатом искусствоведения. По материалам диссертации выпустил книгу с одноименным названием. На сегодняшний день он автор 18 книг и около 200 научных публикаций.

Чувашскую народную вышивку Алексей Трофимов изучал в разных музеях России. Обобщающим трудом его многолетних исследований стала книга «Произведения чувашской народной вышивки в музеях России (XVII–XX вв.)» (2007).

Изучая чувашскую вышивку, ее цвет, композицию, Алексей Александрович выявил истоки орнаментальных мотивов и отражение в ней космогонических представлений. Ему принадлежат находки памятников древнечувашской рунической письменности, воссоздание ее алфавита, дешифровки «узоров письма» вышивки. Он исследовал связь чувашской культовой скульптуры с болгарской скульптурой.

Научные интересы ученого разносторонние: орнамент, руническая письменность, народные промыслы, культовая скульптура, традиционные верования и чувашское изобразительное искусство.

На выставке будут представлены книги и фотодокументальные материалы из личного архива Алексея Александровича и фондов Чувашского государственного институа гуманитарных наук, рассказывающие о путях становления ученого.

Источник: Чувашский национальный музей.

Программа мероприятий ко Дню рождения Чувашского национального музея

03.02.2020 16:18
Программа мероприятий ко Дню рождения Чувашского национального музея

12 февраля, в свой 99 день рождения, Чувашский национальный музей открывает двери для всех желающих!

Основные мероприятия пройдут в административном здании Чувашского национального музея. В 10.00 будут подведены итоги акции «Подарок музею».

В 12.00 на 4 этаже Чувашского национального музея откроется выставка «Мы есть и будем», предоставленная филиалом Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации»).

В преддверии столетия Чувашского национального музея будут даны старт акциям «Поздравь музей с 100-летием», «365 страниц из истории музея».

Кроме этого, 12 февраля каждый желающий может посетить Чувашский национальный музей, Музейно-выставочный центр, Музей чувашской вышивки, Литературный музей имени К.В. Иванова, Музей Михаила Сеспеля (г. Чебоксары), Музей М. Сеспеля (Канашский район, д. Сеспель) бесплатно (экскурсионное обслуживание по обычной стоимости).

В 12.00 и 14.00 в Чувашском национальном музее в залах «Древние обитатели Чувашского края по данным археологии и палеонтологии», «История чувашского народа и Чувашского края с IX до начала XX вв.», «Чувашия в XX веке» для индивидуальных посетителей будут проводиться бесплатные экскурсии.

Издана книга-игра «Узнаваемые памятники»

03.02.2020 16:16
Издана книга-игра «Узнаваемые памятники»

Коробочка-комплект включает в себя брошюру и карточки, посвященные родной Чувашии. Игра интересна тем, что каждая страница издания знакомит с достопримечательностями, красивыми местами нашей малой родины, а на карточках можно увидеть их изображения. В Чувашской Республике 21 район и 9 городов. Каждый из них имеет свою историю. Многие значимые события люди старались отобразить в памятниках, дух времени впитали в себя также здания, которые связаны с историческими событиями.

Книжка в краткой и доступной форме рассказывает о памятниках и исторических зданиях всех районов Чувашии. Они расположены в алфавитном порядке. В издание вошли наиболее значимые и известные из них. Особенно богата ими столица нашей республики – Чебоксары. Настольная игра «Узнаваемые памятники. Палланă палăксем» соберет за одним столом и взрослых, и детей, тем самым подарив бесценные минуты теплого общения, полезного и интересного времяпрепровождения. Игра развивает память и внимание, помогает обогатить знания о Чувашской Республике. Как же в нее играть?

С правилами можно ознакомиться в обращении к читателям: «Прежде чем начать игру, все карточки нужно перевернуть изображениями вниз. Затем каждый игрок по очереди берет по две карточки. Задача каждого – найти как можно больше пар. Если изображения на карточках совпадают – то игрок забирает их себе, если не подходят – то ход переходит другому игроку. Побеждает тот, кто больше найдет одинаковых карточек».

Ольга Фёдорова

Чувашское книжное издательство

Страницăсем: 1, 2, 3, 4, 5, [6], 7, 8, 9, 10, 11, ... 85