Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Краеведение это...

«Краеведение придаёт местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в её прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное».


«Краеведение воспитывает живую любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.».

академик Дмитри Лихачёв

В Чебоксарском районе открылся Центр краеведения и туризма

17.01.2018 11:28
В Чебоксарском районе открылся Центр краеведения и туризма

Новая точка на туристической карте Чувашии. В деревне Малый Сундырь Чебоксарского района открылся Центр краеведения и туризма. В скором времени сюда планируют возить туристов со всей страны. Инициативу уже поддержало Русское географическое общество. Экспонаты для музея предоставили чувашские вузы и местные жители. Здесь можно увидеть археологические находки и предметы старины от 10 века до 20-го.

Гостей в музее встречают хлебом-солью и приветственными песнями.

Издавна, еще со времен Золотой Орды, через эти места проходили торговые пути из Москвы в Казань - купцы возили товары, а останавливались на постоялом дворе в Малом Сундыре.

- Люди, которые путешествовали, перевозили товары, вынуждены были через 20-25 верст вставать на ночлег, и этим местом был Малый Сундырь ― Станьял, Становая деревня, - рассказывает председатель Союза краеведов республики Сергей Сорокин.

Позднее, в 18 веке здесь проходил Владимирский тракт, по которому возили осужденных на каторгу в Сибирь. Тогда в Малом Сундыре появились почтовая и ямская станции. А на постоялом дворе часто останавливались многие знаменитости ― писатели, ученые и даже представители царской династии.

- Карамзин, Достоевский, Чернышевский, Радищев, правители Руси: Петр Первый, Павел, Екатерина Вторая, - перечислил Сергей Сорокин.

Местные поговаривают, что после того, как на постоялом дворе побывал Пушкин, в деревне появились подозрительно похожие на него дети. До сих пор якобы потомков великого писателя можно увидеть в Малом Сундыре.

- Есть парень, - говорит Сергей Сорокин, - очень похожий на Пушкина. На каждые праздники он надевает цилиндр, фрак и пишет приветственные письма.

Ямская и почтовая станция славились тогда на всю страну ― здешние ямщики считались самыми лихими, способными быстро доставить каждого в любой пункт назначения.

А здесь воссоздан быт ямщицкой конца 19 - начала 20 века. Фотография последнего ямщика Мирона Погодейкина. Кстати, все вещи подлинные, предоставлены либо родственниками, либо местными жителями.

Мирон Погодейкин до сих пор считается здесь местной знаменитостью ― у него была огромная конюшня со множеством скакунов. После революции ямской станции не стало. Сейчас в Малом Сундыре хотят воссоздать старинные здания ― почтовую и ямскую станцию и рассказывать туристам об этих местах.

- В дальнейшем мы вступаем в туристический проект Русского географического общества, сюда будут приезжать туристы и знакомиться с историей суваро-булгаро-чувашского народа, - рассказал председатель Союза краеведов республики Сергей Сорокин.

Инициатор создания музейного комплекса Сергей Сорокин многое сделал самостоятельно ― построил здание центра краеведения и туризма, закупил многие экспонаты. Экспозиция музея разделена на несколько зон: предметы кузнечного искусства 10 века, военного дела 12 века, плотницкие инструменты 16-17 веков, торговая лавка 19 века и пивоварня. Экспонаты предоставили Гуманитарный институт, Чувашский госуниверситет и Казанский археологический институт.

Этнокомплекс уже стал любимым местом сельчан не только из окрестностей, но и из других районов республики. На открытом воздухе здесь проводятся все праздники. Приезжают гости и из других регионов.

Ни одни народные гуляния не обходятся без упряжки с лошадью. Лошадь Рада катает всех гостей этнографического парка.

Планы у создателей этнокомплекса масштабные - в будущем здесь планируют открыть кафе и гостиницу для туристов.

Наталия Егорова, Михаил Солин

Источник: http://chgtrk.ru/news/18117

Литературный клуб «Варкӑш» приглашает

16.01.2018 08:10
Литературный клуб «Варкӑш» приглашает

23 января в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоится новая встреча членов литературного клуба «Варкӑш» (Веяние). «Варкӑш» - недавно сформированное клубное объединение, целью которого является популяризация чувашской литературы, сохранение чувашского языка, пропаганда чтения среди населения, вдохновение начинающих литераторов, повышение интеллектуального и культурного уровня читателей. На собраниях клуба участники обсуждают книги чувашских авторов и актуальные проблемы современной литературы, делятся своими впечатлениями, знакомятся с интересными людьми, представляют свое творчество.

Очередная встреча будет посвящена творчеству известного чувашского прозаика, поэта Василия Эктеля и его нашумевшей в свое время повести «Лили». Электронная версия книги «Лили» представлена в Национальной электронной библиотеке и доступна для пользователей сети Интернет: http://elbib.nbchr.ru/lib_files/0/kcht_0_0000090/index.html#undefined

Приглашаем всех желающих принять участие в заседании литературного клуба «Варкӑш» в центр «Чувашская книга». Начало в 18.00. Вход свободный.

ПО РАДУГЕ ТАЛАНТА

15.01.2018 14:43
ПО РАДУГЕ ТАЛАНТА

(Из дневника краеведа, 11 января 2018. Музей чувашского узора. На открытии выставки мастерицы Людмилы Балтаевой)

На волне праздничного воодушевления, когда сотрудницы музея Наталия Захарова, Светлана Недвигина по-царски встречали гостей прямо с крыльца, в блеске и красоте обновленного здания, напоминающего мне маленькую копию Московского исторического музея, в мыслях неудержимо промелькнули картины более чем полувековой давности. Здесь, в этом здании, в студенческие годы меня от голодного истощения спасла хрущевская оттепель: хлеб на стол стали подавать бесплатно, но надо было, чтобы сесть за стол, брать хотя бы стакан чая на три копейки.

...Пока казенные лица и возбужденные гости готовились к торжественным речам с цветами да грамотами, повел меня народный академик, известный в стране натуралист, руководитель центра «Карăш» Альберт Ластухин в боковой зал на свою выставку этнографических рисунков. Весь зал в круговую в его портретных рисунках, но тут, оказывается, девушки накрывают богатый фуршет в честь открытия новой выставки... Это как раз то место, где когда-то была столовая и понимавшая сиротских студентов пожилая работница столовой подкладывала нам дополнительную порцию хлеба и просила ради здоровья не стесняться еды.

... Какие годы, какие контрасты! Хотя я бывал на фабрике «Паха тĕрĕ» и писал о ее красивых изделиях, швах и шагах каждой фигуры, следил по интернету за выставками Музея узоров, контраст между прошлым и нынешним ослепил мои старческие глаза. Когда мы с Денисом Гордеевым (ныне народным писателем) со студенческой кочки писали о чувашских танцах и песенной пентатонике, о вышивках, украшениях, костюмах и отсутствии сувениров для гостей, думать не могли, что наши мечтания окажутся намного слабее действительной мощи народных талантов... Мы и не представляли, что к нам вернутся дорогие украшения и в музее откроется неописуемая «Серебряная кладовая».

- Азамат, веди меня по этой радуге, - говорю сыну Людмилы Владимировны, приехавшему на каникулы из Чехии. – Мне одному не одолеть красоту таланта твоей матери! - Азамат охотно и толково отвечает на все мои вопросы. Он един с помыслами и творениями матери и отца. Как не радоваться и гордиться с такими родителями и сыновьями, халăхăм!

Балтаевы - Николай Михайлович, Людмила Владимировна и их боевые орлы Азамат и Атилла – жизнерадостные, трудолюбивые, целеустремленные и талантливые художники. Еще молодым, незаслуженным и неженатым помню Мигуся Балтая, он тогда уже копался в разгадках узорных символов, строил смелые гипотезы и догадки, печатался в газетах и журналах. Тогда еще у него не было молота, одним ударом которого мог выбивать любую деньгу и обворожительное серебряное украшение. Теперь он возмужал, встал на крепкие ноги, но остался пытливым, простым, общительным. Кто хоть сколько-нибудь знаком с Балтаевыми, не может не полюбить каждого из них. Они обаятельны характерами, еще более привлекательны ювелирными трудами. Отзывчивы и обязательны. Как-то раз мы в Совете старейшин обсуждали проблемы традиционной культуры и вопрос коснулся восстановления мужской праздничной и боевой одежды. Печально, что отличавшиеся храбростью и мастерством чувашские воины были полностью лишены своего неповторимого одеяния. Даже старики теперь не могут припомнить ничего кроме вяленого калпака, кримской шапки и свадебного каптала. Отозвавшись на нашу просьбу, Людмила и Николай организовали перед нами показ чувашских костюмов, но среди них не было мужских комплектов. Балтаевы готовы разработать любое изделие – дайте описание! Описания то у нас нет! Даже то, что имеется в архивах Алексея Милли или Кузьмы Элле, до сих пор не изучено.

... На этой выставке уже есть о чем говорить, потому что только мужских головных уборов выставлено не менее пяти новых образцов. И продолжаем обсуждать их и ищем символьную форму чувашского мужского головного убора. Азамат разъясняет историю и гармонию шлемообразного каптăр (меховой шапки) и шишкоконечного тăрлик. Они уже были на свадьбах - на головах женихов. Народу нравятся. Нам тоже. Мигусь надевает мне на голову черный харпур, Говорят, что подходит. Но это повседневный убор. Надо бы праздничный, посветлее. Тимер Тяпкин предлагает узорчатый тÿпеттей и пĕрмек (пилотку с околышем). Но нет традиционных войлочных чаплаш, капташ или ялттан, франтоватого ялккас с козырьком, широкополого праздничного шĕлепке (шляпы).

... Выставка Людмилы Балтаевой удалась на славу. Она богата, виртуозна, изящна и светла. Поучительна. Посетители и коллеги-мастерицы хвалят, одобряют каждое украшение, каждое платье... Тут и анатри, тут и виръяльский фасоны, для девочек, для невест, для матери... плиссированные, гофрированные, тунката, купăста... бисер, серебро...

То, что о Балтаеввых говорено на этой выставке и писано до сих пор хвалебного – справедливо и точно, хотя на юбилеях нещадно льются дифирамбы. Тьфу-тьфу, как бы не сглазить гармоничный, образцовый союз этой редкой в чувашском мире творческой и одухотворенной семьи. Заклинаю, чтоб любимый созидательный труд, осознание семьей важности их общего творчества для всей национальной культуры поможет им преодолевать любые трудности и житейские преграды. Пусть будет так!

...Пишу это благословение моим дорогим художникам Балтаевского квартета, радуюсь, душой молодею. А мысли все еще кружатся там, в той студенческой столовой со стаканом трехкопеечного чая. Не я один, не я один... Почти все мои ровесники военного детства были сирыми и голодными. Надеюсь, у нового поколения чистые чаяния воплотятся в жизнь, власти не отнимут у людей радости национального духа, языка, философии и творческого труда! Пусть будет так! Пусть будет так!

Фотоснимки смотрите в разделе «Сăнсем».

Виталий Станьял

Общечувашский съезд в январе 1918 года на гребне вызова истории

15.01.2018 14:40

18 января состоится первое в новом году заседание Исторического клуба Чувашии посвященное уникальным в своем роде событиям чувашской истории, которые практически не осмыслены и в должной мере не оценены потомками.

В советское время деятельность Всероссийского чувашского военного съезда января 1918 года замалчивалась на основании того, что носила, по определениям того времени, антисоветский и «белогвардейский» характер. В годы перестройки на результаты съезда был навешан ярлык неполноценности, так как, якобы, «в него попали люди с очень разными политическими взглядами и ограниченным крестьянским мировоззрением, не способным мыслить в общенациональном масштабе». Так ли это?

Историк Сергей Щербаков, много лет потративший на изучение архивного наследия, в очередной раз напомнит о фундаментальности и масштабности значения этого съезда, результаты которого, затем, в немалой степени, легли в основу формирования национальной политики советского государства, а значит и современной России. На заседании клуба будет дан историко-сравнительный анализ общечувашского съезда с аналогичными съездами народов Поволжья и бывшей Российской империи в целом, а также описано влияние общечувашского съезда на региональную и общероссийскую национальную политику, как в 1918 году, так и в последующие годы.

Кроме этого, будут подняты более «мелкие» вопросы, не освещенные на прошлых выступлениях Щербакова. В частности:

- вопрос о посылке чувашских делегатов на мирные переговоры в Брест-Литовске по итогам Первой мировой войны;

- скрываемый в советское время проект резолюции общечувашского съезда о текущем моменте и его отношении к советской власти;

- стратегия и тактика делегатов съезда в отношении инициаторов территориальных преобразований в Поволжском регионе: Совнаркома РСФСР, Казанского губсовдепа и мусульман;

- вопрос «о мобилизации чувашских интеллигентских сил» и переселенческий вопрос.

История чувашского народа интересна и увлекательна!

18 января 2018 года приходите на заседание Исторического клуба Чувашии.

Начало в 18 часов (каб.218).

Издана книга-альбом «Край сеспельский»

10.01.2018 12:54
Издана книга-альбом «Край сеспельский»

В ИПК «Чувашия» увидела свет книга-альбом известного журналиста-публициста, редактора журнала «Тăван Атăл» Лидии Филипповой «Край сеспельский».

Документально-художественное издание состоит из двух частей: «Сеспелиада» и «Краткая энциклопедия Сеспельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики».

Край сеспельский в первую очередь ассоциируется с именем чувашского поэта Михаила Сеспеля. Именно о нем рассказывается в избранных статьях-произведениях в разделе «Сеспелиада». Здесь же размещены редкие документы, связанные с поэтом. Особый интерес представляют материалы, рассказывающие о современных потомках Михаила Сеспеля.

Во втором разделе книги-альбома повествование ведется непосредственно о сеспельской земле, людях, которые продолжают дело своего известного земляка.

В издание вошли воспоминания о прошлом, размышления о настоящем и будущем, фотоиллюстрации, статьи разных авторов, мастеров слова и кисти, документы Государственный исторический архив Чувашской Республики.

@ Министерство информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики

Республиканский конкурс научно-исследовательских и краеведческих работ «История в архивных документах»

10.01.2018 08:26
Республиканский конкурс научно-исследовательских и краеведческих работ «История в архивных документах»

Продолжается прием работ на республиканский конкурс научно-исследовательских и краеведческих работ «История в архивных документах». Основной целью конкурса является стимулирование и совершенствование научно-исследовательской, методической и научно-информационной деятельности, активизация интереса к истории родного края, к культурному и историческому наследию народов региона, судьбам выдающихся земляков.

К участию в конкурсе принимаются работы авторов, достигших возраста 18 лет.

Работы будут оцениваться:

- печатные работы, изданные не ранее, чем за 2 года до дня объявления конкурса, по трем номинациям:

история Чувашии и чувашского народа (монографические издания, публикации исторических источников);

история "малой Родины" (краеведческие издания, циклы публикаций в республиканских и районных/городских средствах массовой информации, посвященные отдельным населенным пунктам Чувашской Республики);

знаменитые уроженцы Чувашского края (монографические, краеведческие издания, циклы публикаций в республиканских и районных/городских средствах массовой информации);

- электронные издания, подготовленные не ранее, чем за 2 года до дня объявления конкурса, по двум номинациям:

история Чувашии и чувашского народа;

знаменитые уроженцы Чувашского края.

Работы принимаются до 1 апреля 2018 г. в Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 17, каб. 629.

Контактный телефон: 8(8352) 64-21-26.

Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Новые книги

10.01.2018 08:18
Новые книги

В Чувашском книжном издательстве вышла в свет книга «Этнография чувашского народа», подготовленная коллективом ученых Чувашского государственного института гуманитарных наук под научным руководством и редакцией доктора исторических наук В.П. Иванова. Издание напечатано по постановлению Ученого совета ЧГИГН.

В книге в научно-популярной форме изложены основные этнографические сведения о чувашах - описаны: происхождение, численность, поселения и жилища, костюм, украшения и пища, общественный и семейный быт, обычаи и обряды, народные знания и верования, устное народное творчество и искусство. Приведены терминологический словарь и список основной литературы.

Книга рекомендуется преподавателям, студентам, учащимся старших классов и всем, интересующимся этнической историей и традиционной культурой чувашского народа.

Научно-методическим советом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики данное издание рекомендовано в качестве дополнительного материала в помощь педагогам и обучающимся для преподавания и изучения предметной области «Общественно-научные предметы» и во внеурочной деятельности.

Коллектив авторов: Д.В. Егоров, ВА. Ендеров, В.П. Иванов, Г.Н. Иванов-Орков, М.Г. Кондратьев, А.В. Кузнецов, А.П. Леонтьев, Г.Б. Матвеев, В.А. Милютин, Г.А. Николаев, Е.В. Сергеева, П.П. Фокин, Е.А. Ягафова.

Также Чувашским книжным издательством издана книга В. Д. Димитриева «Чувашские исторические предания: очерки истории чувашского народа с древних времен до середины ХIХ века».

Это третье дополненное издание. 1-ое издание выходило частями (1983-1986 гг.) в бытность работы В.Д. Димитриева директором ЧГИГН, 2-ое издание вышло в 1993 г.

В книге на основании исторических преданий и письменных источников прослеживается история чувашского народа с древних времен до середины ХIХ века. В очерках отмечаются также жанровые и художественные особенности преданий.

Данное издание дополнено послесловием, географическим и именным указателями, написанными кандидатом исторических наук научным сотрудником ЧГИГН Дмитрием Басманцевым.

Чувашский государственный институт гуманитарных наук

ПАМЯТЬ ПРОЖИТЫХ ЛЕТ

09.01.2018 14:38
ПАМЯТЬ ПРОЖИТЫХ ЛЕТ

(Воспоминания Елены Самариной «Бабушкина тетрадь»)

Восьмидесяти восьмилетняя Елена Петровна Самарина по просьбе внуков пишет вспоминания о времени и о себе. Судьба ее была тернистой и трагической, но по воле рока и по своему настойчивому и жизнерадостному характеру она преодолевала трудность за трудностью и сумела строить достойную уважения судьбу на свой убежденный выбор.

Биография Елены Петровны Кудряшевой-Самариной неповторима. Она – старшая дочь известного чувашского краеведа, народного академика Музей Петĕрĕ - основателя музея-заповедника поэта Константина Иванова в Слакбаше и Бижбулякского историко-этнографического музея в Башкортостане Петра Николаевича Кудряшева (1903-1978). Родилась Елена весной 1931 года в Ленинграде, где ее отец после окончания университета работал в научно-исследовательском институте АН СССР.

В дальнейшем отец, тюрколог-музеевед, владевший восемью языками, работал в Абхазии, Севастополе, Чебоксарах, Иркутске и в 1935 году вернулся на родину - в Бижбулякский район Башкортостана.

«Бабушкина тетрадь» начинается с иркутских воспоминаний. Ей – 4 года. Подружка Машенька, вафельные трубочки. Пугают комнатные мыши, плачет сестренка, выручает дядя Юшкевич. Что еще может остаться в памяти в этом возрасте? Но уже через год – в деревне Алексеевка Башкортостана - в память врезались контрастные картины. Счастливый 1936 год, многодетные семьи, встречи гостей («Мама мажет лепешку маслом и дает мне прямо в постель. Какое наслаждение!»), речные и садовые проказы, коровы и овцы, любимый Барбос, новые ботинки и вот – зловещий 1937 год. Первый и второй аресты Петра Кудряшева, жуткая смерть матери Марии Игнатьевны, сиротство, скитания по людям, детдом, побег. Хлеще, чем в автобиографической книге о приключениях Том Сойера и Гекльберри Финна американского писателя Марка Твена.

Невинный «враг народа» Петр Музейный из заключения вернулся в пустой разваливающийся дом. Погибли жена и двое сыновей. Где-то в Сосновке, Соловьевке или в Кошелге скитается сбежавшая из детдома старшая дочка Лена. Отец разыскал свою Елену прекрасную – единственную радость в той кромешной тьме несправедливой эпохи. Скитания не кончаются. Отец учится в Москве, Лена тоже учится во втором классе в подмосковном Лианозове. Затем – в Оренбургской области у деда Антона, в Лапкане у старшей сестры К.В.Иванова – Перасковьи Васильевны и снова – Алексеевка под Бижбуляком («В Алексеевке я хозяйничала одна – варила суп, кипятила самовар, мыла пол, но так как была слишком мала, папа нанял экономку тетю Фросю»).

Перед Великой Отечественной войной семья П.Н. Кудряшева устраивается в Слакбаше. Но долгого покоя здесь тоже не предвиделось. Получив повестку на фронт, отец как бы женится на девице Зине Ефимовой и дочку оставляет на ее попечении. («Мачеха, проводив папу на фронт, начала вольготную жизнь... потом с хромым Костей уехала, прихватив наши вещи»).

Снова сиротские скитания по людям. Лена ежедневно пишет письма папе на фронт и делится с ним со всеми своими горестными мыслями. В 1944 году фронтовик, используя отпуск после ранения, забирает дочку с собой. В Московской и Киевских военных комендатурах добивается ее пропуска в прифронтовой район. Так в жизни девочки появляется незабываемое местечко Выбранка под Дрогобычем и добрый спаситель, старый казак Петр Дума. 5 класс школы, новые приключения, встречи с бандеровцами, убийства, пожары. Путь отца к дочери пролегал через Берлин и войну с японцами. С Дальнего Востока он приехал за дочерью с новой мачехой – фронтовичкой Верой Григорьевной. Возвращение после войны в Алексеевку, учеба в средней школе и в библиотечном техникуме – снова в Выбранке на Западной Украине, но уже – пионервожатой.

После отпуска пионервожатая Елена Петровна осталась учиться в городе Октябрьском Башкортостана на геологическом факультете нефтяного техникума. Восторженно вспоминает она о работе в геологоразведочной партии и на нефтепромыслах, о мужественных людях и суровых природных условиях на Урале... Снова жизнь в Слакбаше, но уже в новой, дружной семье и ежедневных заботах по музею К.В.Иванова.

Старость пенсионера Петра Кудряшева прошла на родине жены Веры Григорьевны - в историческом городе Муроме Владимирской области. Здесь же обосновалась Елена Петровна Самарина. С мужем Василием Ивановичем они вырастили своих и приемных птенцов. «У нас уже пятеро правнуков, старшей 18 лет и младшему 5 месяцев. Скучать не приходится... Очень часто вспоминаю папу, переоцениваю прожитые годы. Как много он сделал для меня. Его стараниями я не попала в детский дом, а пережила тяжелое время у добрейших людей Петра Ивановича и Анастасии Николаевны Дума... На днях отправила последние письма папы в Бижбулякский музей, хотя расставаться с ними не хотелось» (из письма от 5 января 2018 г.).

Елена Петровна сохранила и привела в порядок архив и вещи папы, передала их на хранение в Слакбаш, Бижбуляк, в Чебоксары. Она и ее брат Василий Петрович (1951 г.р.) издали книги и видеосюжет про краеведческую деятельность отца, помогли оформить уголок П.Н.Кудряшева в Слакбашском краеведческом музее. Все Кудряшевы держат постоянную связь со Слакбашем. Книгу воспоминаний «Бабушкина тетрадь» составила, набрала и в Белебеевской типографии отпечатала патриотка Сильбийского края, заслуженная учительница Башкортостана, почетный краевед Елена Арсентьевна Данилова.

Воспоминания, конечно, написаны для семейно-родовой памяти. Но по содержанию и событиям они выходят далеко за пределы семьи. Книга читается как художественно-документальная повесть о героической судьбе башкортостанской девочки, пробившей своим умом и характером жестокие невзгоды безумно противоречивого ХХ века. В ней есть судьба и героиня, в ней есть сюжет и правда.

Надеюсь, в скором времени воспоминания Елены Самариной (с некоторыми поправками) переиздадут солидным тиражом для широкого круга юных читателей. Она этой чести достойна без сомнения.

7 января 2018. Виталий Станьял,

председатель Центрального совета чувашских старейшин

Ҫӗнӗ ҫул саламӗ

30.12.2017 14:48
Ҫӗнӗ ҫул саламӗ

Ҫӗнӗ ҫул ячӗпе пурне те!

ВЫШЛО В СВЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ «ЧУВАШИ»

29.12.2017 08:31
ВЫШЛО В СВЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ «ЧУВАШИ»

Издательство «Наука» (г. Москва) издало коллективный труд ведущих ученых «ЧУВАШИ». Над данной фундаментальной монографией сотрудники Чувашского государственного института гуманитарных наук работали в течении многих лет. Ответственные редакторы: Виталий Иванов (доктор исторических наук, главный научный сотрудник ЧГИГН), Александр Коростелев (кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН), Екатерина Ягафова (доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры Самарского государственного социально-педагогического университета); они одновременно явлются авторами и соавторами ряда разделов монографии. Руководителем авторского коллектива, состоящего из 20 ученых, выступил Виталий Иванов.

Данное объемное издание является наиболее полным на сегодняшний день собранием сведений по этнической истории и культуре чувашского народа, впервые вышедшем в издательстве "Наука".

Координатором проекта выступил Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, который курирует написание и подготовку томов серии "НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ" (руководитель направления – академик РАН, вице-президент Международного союза антропологических и этнологических наук, доктор исторических наук Валерий Тишков).

В монографии отражены наиболее важные вопросы этнического и культурного развития чувашей, исследуются проблемы этногенеза народа, современные этнические и этнодемографические процессы. Читатель познакомится с традиционной и современной материальной культурой, народными верованиями и мифологическими представлениями чувашей. Большое место в книге занимает характеристика духовной культуры, приведены интересные сведения о празднично-обрядовой культуре, народном художественном творчестве и творчестве профессиональных деятелей культуры. Ряд разделов книги посвящены общественному быту, народному костюму, чувашской кухне, празднично-обрядовой культуре, традиционной музыкальной культуре, декоративно-прикладному искусству и т.д.

Издание рассчитано не только на этнологов, историков, археологов, оно будет интересно широкому кругу читателей.

В перспективе Чувашский государственный институт гуманитарных наук планирует тесное сотрудничество с институтами Академии наук РФ по различным направлениям исследовательской деятельности.

Тираж – 1300 экземпляров, объем - 55 печатных листов.

Чувашский государственный институт гуманитарных наук

Страницăсем: 1 ... 63, 64, 65, 66, 67, [68], 69, 70, 71, 72, 73, ... 106