Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Краеведение это...

«Краеведение придаёт местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в её прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное».


«Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать».

академик Дмитри Лихачёв

26.09.2016 08:30
Батыревские впечатления (из путевого дневника)

24 сентября 2016. Старое Ахпердино. Выездное заседание Чувашской народной академии наук и искусств в Тойсинской средней школе Батыревского района ЧР.

Радость воспоминаний.

Путь лежал неблизкий, и было время послушать соседа историка Алексея Симулина, вдохновенно поведавшем о трех летних походах академии по чувашских местам вверх по Волге и по суваро-булгарским городам Биляр, Сувар, Булгар, Меречень, о незабываемых встречах в славных деревнях Майна, Савруши, Аксубай... Все те места еще полвека назад со студентами, членами литературно-научного объединения студентов «Сильзюнат» мы не раз пешком и с рюкзаками на плечах обшаривали в поисках народного творчества. По вечерам давали концерты или спектакли. «А знаете, - говорит Алексей Михайлович, - счастливый вы человек, вас там помнят, приветы передали». И сообщает, что на душе светлее от хороших воспоминаний.

Под качанье автобуса мне тоже есть что вспоминать. Экскурсионный экспресс академии проехал по в тем достопримечательностям, куда мы в юности прокладывали тропинки по лугам и долам. В Бюрганах пустой дом Юркина разваливался, в Суваре законсервированное городище лежало большим пастбищным. В Сувар и Биляр сейчас ведут асфальтированные дороги, родник Валемя хози в граните, на Девичью гору поднимается ажурная лестница и гостиница туриндустрии с автопарковкой, наверное, дороже чем в Булгаре... А ведь тогда к роднику пробивались через пионерский лагерь по реке и болотам, и никакого паломничества у святого источника еще не было.

...Храню полевые дневники тех лет. Один из них вел студент Пе-Му, администратор и режиссер студенческого театра «Вутчуль». Пе-Му, ныне известный педагог Петр Мулюков, несколько десятков лет проработавший заместителем и директором Тойсинской школы. Надеюсь встретиться с ним и с другими его сверстниками-сильзюнатцами и поговорить о сегодняшних заботах школьных чувашеведов.

Праздник встречи.

На улице Старого Ахпердина проводится необычное мероприятие. Перед домом краеведа-философа, члена народной академии Валерия Салмина большущий шурум-бурум: не то базар, не то митинг, почти что свадьба, но никак не традиционный день рождения – народу много, объятия и речи, песни и музыка звучат во всю Ивановскую. Василию Ивановичу 70 лет. Ему цветы, ему грамоты прямо у ворот. Неугомонный и молниеподобный юбиляр произносит философский трактат. Мне издалека вникать в речи трудно, потому фотографирую общую картину. Тут разом появляются Петр Мулюков, Маша Телегина (Табакова) и другие учительницы – будто встреча по заказу!- и мы за палисадником незаметно втягиваемся в «малую летучку» по проблемам преподавания в школе чувашского языка, литературы и культуры. Шустрый юбиляр моментально перехватывает нашу летучку и тащит меня к стенке – держи свое слово, брат, раз приехал!

Чтоб избежать наказания от гостеприимного хозяина, ищу защиту и говорю, что я тут не один, у меня против него еще много других знакомых. Начинаю перечислять тех, с кем учился вместе со студенческих лет – полковника Василия Мышкина, поэта и педагога Виталия Чекушкина. Но их уже с нами нет. Приходится надеяться на бывших сильзюнатцев - писателей Арсения Тарасова, Палюка Длинного, Марину Карягину, ученого-этнолога Антона Салмина, педагогов Валентину Карягину, Иру Кошкину, Галину Логунову, журналистов Марию Пыркину, Альбину Егорову, Михаила Арланова... На худой конец готов был обратиться к родственникам по линии кугамая - к бывшему знатному бригадиру Сьумкка Васильеву из Вудояла и прикрыться именем Героя Соцтруда Василия Никитина. Но этого не понадобилось. Тут для длинных речей не место – надо юбиляру медали нацепить, подарки поднести и непременно осмотреть его музей-архив. Мне приходилось посещать частные (домашние) музеи в республике (скажем, музей авиации Ишакского летчика А.Н.Миронова) и в диаспоре (музей печати татарстанца В.Е.Симакова). Музей–архив педагога-философа Валентина Ивановича Салмина не похож на другие и в нем всего полно из его интеллектуального мира - сразу все и не разберешь! Нашему Союзу краеведов как-то раз надо бы провести смотр таких музеев и поднять их статус как личных архивов и миницентров для духовного развития сельского населения.

Прославили в памятнике, музее и книгах... Знаменитый колхоз «Гвардеец» оставил добрую память на долгие годы. Памятник защитникам Отечества, оригинальный и торжественно-величавый, сооружен колхозом, как объясняют нам местные краеведы, в 1975 году. Он и сейчас аккуратен, чист и смотрится со всех сторон привлекательно. Видно, что тойсинцы ухаживают за ним не от праздника к празднику.

Богат сельский музей, расположенный в отдельном здании на территории средней школы. Буреломные перестроечные годы наложили на музей свой пыльный отпечаток, но школа оказалась молодчиной и сохранила его в целостности. В плане – косметический ремонт здания, обновление стендов. Денег, как всегда, нет, а дураки у нас находятся на подбор один другого хлеще. Выбросили же единственную подшивку колхозной газеты «Гвардеец» на свалку. Как будто подшивке в библиотеке или в музее места не хватило и она ежедневно хлеба просила...

Давным-давно, в 1958 году, мы, сокурсники Геннадия Перепелкина, были в гостях у его отца Героя Соцтруда Иллариона Евдокимовича. Заодно посетили школу. В то время в ней полно было зрительного чувашского текста. Теперь в Тойсинской средней школе родное слово осталось лишь в библиотеке и в стенной газете литературного кружка. Кто запрещает нам пользоваться родным словом? Министерство? Законы? Почти повсеместно так. Национальное нафиговство, наверное, мешает.

На этом фоне издание книги народных академиков Александра Салмина и ее дочери Алевтины Павловой «Их имена прославили деревню Ахпӳрт» кажется героическим подвигом. Она у них не первая. Но эта – академически выверенная, содержательная, с полным научным аппаратом. На презентации выступили многие, а вел ее президент академии Евстафий Ерагин, ему помогал ученый секретарь Иван Дубанов.

Молодцы батыревцы. Районная энциклопедия у них в двух томах, истории сел и деревень выходят на радость. И живут они славно! Аккуратные участки (мы, кроме как у Валентина Салмина, побывали в хозяйствах у Александра Салмина и Федора Карягина), уютные дома с евростандартным благоустройством. Дворы небольшие, обложены фигурными плитами...

Кажется, что в деревне у многих так. Мне в глаза это благоустройство брослось особо, потому что в моей вирьялской стороне такие удобства на крестьянских улицах только у нескольких владельцев, и то – у городских крутых, приезжих...

На кургане памяти.

В Батыревском районе курганов, городищ, древних могильников более сотни. По пути из Ахпердина в Батырево расположены Новоахпердинские, Староахпердинские и Батыревские могильники, курганы, городища, селища (улёп тёпри: киремет т.мески, Тёври т.меске: +умил т.мме)? Члены выездного заседания ЧНАНИ с интересом осмотрели один из курганов вдоль Буинского тракта, послушали рассказы краеведов - кандидата наук Федора Карягина, старейшины деревни педагога Александра Павлова и других. На кургане эптер Ежендей и мучавар Алсимул провели традиционный ритуал памяти в честь древних предков Прибулинского края и просили батыревцев хранить исторические следы прошлых эпох.

Памятно, празднично, насыщенно прошла поездка на Булу-реку. Спасибо славным людям благодатной Батыревской земли.

Виталий Станьял

Фотографии в альбоме "Старое Ахпердино. 24 сентября 2016 г."