Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Краеведение это...

«Краеведение как явление культуры замечательно тем, что он теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, собраний, архивов педагогической деятельности, объединением молодёжи в кружки и общества, развитие туризма, созданием хоров и кустарных артелей».


«Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать».

академик Дмитри Лихачёв

10.08.2018 13:43
Заповедник чувашской старины

О заповеднике чувашской старины в Саратовской области рассказало агентство «Свободные новости».

"В лесу на границе с Ульяновской областью есть село Калмантай. Удивительно живописное место: холмы с пиками-«кордонами», поросшие темно-зеленым хвойным и светло-зеленым лиственным лесом, веселенькие поля подсолнечника. Даже дома с провалившимися крышами смотрятся свежо и интересно. В Калмантае проживает около пятисот человек, «титульная нация» - чуваши. В местном доме культуры им посвящен краеведческий музей величиной с небольшую квартиру. В археологическом уголке рядом лежат «камень, который трогал Радаев» и наконечники стрел, похожие на монгольские, разбитая самодельная скрипка и кандалы - с разорванной цепью, что внушает оптимизм. Еще здесь есть женские головные уборы, названия которых трудно выговорить с первого раза, и предметы быта, назначение которых невозможно угадать. Если пытаться понять, что собой представляет каждая вещь, музей кажется совсем не маленьким.

Экскурсию проводит Василий Иванович Андюков, или дядя Вася. Ему семьдесят лет, и из-за своего крошечного — метр сорок — роста он похож на домового. Этноэкспонаты дядя Вася не только хранит, но и создает. Он хранит секреты обращения с природными материалами, технологии создания артефактов. В общем, он плетет лапти, обыкновенные лапти из липового лыка, чем известен по всей области и за ее пределами. Он верит, что еще чуть-чуть, и в Калмантай поедет огромное количество туристов, особенно из Москвы. Дядя Вася хочет организовать живое подворье, где все гости смогут покидать деревянными вилами сено в стог и вспахать землю настоящим плугом (идея заставить москвичей пахать, в самом деле соблазнительна).

Дядя Вася не останавливается — его в принципе сложно остановить — и зовет на балкон клуба, чтобы показать, где что еще нужно сделать, чтобы туристам стало интереснее. На горе он хочет построить башню, с которой было бы видно Волгу, а рядом устроить капище злого бога чувашей Келеметя, ведь оно там еще недавно в самом деле было. Поблизости в деревне есть четырехжильный родник, в нетронутом лесу полно грибов-ягод, а еще при местном клубе имеется собственный ансамбль народной чувашской песни. За неделю всего не пересмотреть — лишь бы ехали..."

Анастасия Лухминская, корреспондент ИА "Свободные новости", www.fn-volga.ru