Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Краеведение это...

«Краеведение придаёт местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в её прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное».


«Краеведение – научная дисциплина, облагораживающая предмет своего изучения единственно своим изучением».

академик Дмитри Лихачёв

03.05.2016 10:08
 ШЕШКЕЛ И, КОНЕЧНО, ПОЛСТРАНЫ

( о книгах Евгения Илюхина «Шешкел: история деревни и судьбы ее уроженцев». «Шешкел: фотоальбом», «Чувашские деревни Сибири и Татарстана», 2016)

Шешкел (Старое Сережкино) - чувашская деревня на берегу Большого Черемшана Республики Татарстан. Когда-то она входила в Оренбургскую губернию, с 1851года причислена ко вновь образованной Самарской администрации – в числе Мордовско-Кармальской волости Бугульминского уезда. С 1920 года - поочередно в Шугуровском, Первомайском, Лениногорском, Черемшанском районах Татарстана.

За рекой, в Самарской области, рукой подать родственные поселения Старое Афонькино, Салейкино, Четырла, Туарма, тут на дороге от Черемшана до Сарабикула - две Чегодайки, два Утямыша. Здесь крепко держались и до сих пор не забыли родную этнорелигию сардаш, кочуют легенды о древнем Шелковом пути, про булгарского улыпа Савруша, про Алдар турхана, Кучум батыра, про Пугачевских повстанцев, Закамских засечных валах и фельдшанцах, о башкирских кладбищах... Тохтамыш, говорят, закопал в этих местах два ведра золота, и теперь любопытные неунываки годами грезят найти этот клад и кое-что, видимо, находят... Мне особенно заинтересовало подробное повествование о следовании А.С.Пушкина через Старое Сережкино, ибо великий поэт проезжал также и через нашу Сюндырь-станцию по столбовой Владимирке, что ныне в Чебоксарском районе Чувашии.

Со студентами Чувашского университета много лет назад не раз топал по этим загадочным местам Шелкового пути и Оренбургской столбовой трассы, записывая древние топонимию, имена, песни, молитвы, сказания. И мне листать фотоальбом и читать книги Евгения Илюхина было крайне интересно. Верхнее Причеремшанье в них представлено во всем богатстве и красоте. «В этих книгах 11 лет моего упорного труда. В сборе материалов задействованы более 600 организаций и тысяча людей. Они написаны этими тысячами. В них судьбы наших односельчан – наших дедушек, бабушек, отцов и матерей, братьев и сестер. Здесь страницы счастливых и трагических событий прошлых веков, здесь повествования о героических днях и мученических страданиях многих старосережкинцев на крестьянском поле и полях сражений Первой Мировой, Гражданской и двух Отечественной войн – все это в документах предлагается вниманию читателя. Многое остается неиспользованным...» - сообщил в письме от 19 апреля 2016 года почетный краевед Евгений Георгиевич Илюхин, известный нам по прежней книге «История деревни Старое Сережкино».

Солидный большой фолиант «Шешкел» (514 страницы, без оглавления) без каких-либо вступлений открывается списком «Памяти ушедших поколений» с именами фронтовиков с указанием носителей древней веры и крещенных, оставшихся на чужих землях и вернувшихся домой. И только после этого посвящения идет краткое признание: «Я сделал все, что мог, все, что было в моих силах. В этой книге вся моя душа» (9 с.). Дальше идет раздел «Исторические даты, повлиявшие на судьбы и на ход развития деревни Старое Сережкино» (это – хроника России с комментариями автора «Горбачев – предатель и изменник Родины - отстранен от власти». «Чубайс обещал на ваучеры по два автомобиля, в действительности один ваучер обменивался на одну бутылку водки – лучше что-то, чем ничего»). Тут же скажем, что автор во многих местах между документами оставляет свои политические отступления. Например (с. 27), осуждая административно-территориальное разбрасывание компактных сел чувашей на Татарстан, Удмуртию, Башкирию, Самарию, пишет: «Недальновидные были большевики... такой способ разбавления, как показывает опыт, приводит к межнациональным конфликтам и бегству не титульных народов с таких республик». Или: «Можно бороться против ветра, огня и воды и победить их. Но нельзя победить предателей. Они рядом, они наши соратники, а в реальности они уничтожают все, вплоть до целых государств. Иисуса Христа к Голгофе привел первый его помощник и соратник Иуда. А к развалу СССР привели Иуды из руководящих органов КПСС» (485с.).

Душевны и проникновенны лирические вставки, скажем, о босоногом детстве (17 с. : «Хĕрлĕ çыран, таса çырма туртаççĕ мана тăван яла. Çырма хĕррипе ÿсет хăва...») или про иву (495): «Многие говорят, что дерево чувашей – это дуб. Дуб крепок, тверд. Но в жизни я люблю иву. Она нежна, мягка, гнется под суровыми буранами, сильные ветры ломают у нее половину ветвей и стволов. Но никогда не видел, чтобы внешние силы вырывали иву с корнями... Только ива укрепляет берега речушек».

Долгий и подробный рассказ о земле и людях между Черемшаном и Кондурчой богат историческими актами и фактами. Археологические и архивные документы перемеживаются преданиями, воспоминаниями, письмами и биографиями людей, ответами из многочисленных архивов, администраций, информациями краеведов. Они интересны, познавательны, но некоторые части можно было бы и сократить (скажем, «Завещание» И.Я.Яковлева (с. 50), историю газеты «Хыпар» (49), о поэте Ефреме Сидорове из Салейкина (52), просветителе Данииле Филимонове, поскольку на эти темы имеется достаточная литература, опубликованы очерки в книгах и энциклопедиях.

В сборнике даются «книги в книге» - это повесть участника Первой Мировой войны полного кавалера Георгиевского креста Емельяна Илюхина (с 60 с.), часть повести новочебоксарца Георгия Васильева «Подарок комиссара» (сс.118-130), участников других кровопролитных войн, наших современников и в том числе – подробный и интересный рассказ о себе, о военной службе, учебе и о блеске и нищете КАМАЗа самого автора (с 476 с.). Евгений Илюхин ( 1965 г.р.) -инженер-мехник, окончил Камский политехнический институт, работал в объединении «КАМАЗ».

Большая часть исследования посвящены участию земляков в Гражданской и в Великой Отечественной войнах. История семьи Раевских - целый эпос. Белогвардейцы живым закопали комиссара Кирилла Раевского (с.101). О нем писал Черемшанский краевед, народный академик Николай Фролов, о нем сложены повести, песни, о нем нужно снимать фильм, а в архивах сведений нет.

А сколько тысяч пропало без вести в Великую Отечественную войну? Фашисты советских комиссаров уничтожали беспощадно, непокорных пленных расстреливали на ходу. Довольно подробны в книге истории концентрационных лагерей. На всех участках фронтов, Армий, дивизий, многих операций войны участвовали шешкелцы, о них сказано на многих страницах (о 39 армии – с 314с.; 59 армии Власова - с 380 с.), Калининского, Западного, Волховского фронтов (с 320 с.). Во второй книге «Чувашские деревни Сибири и Татарстана» мое внимание привлекло описание боев в Советском Заполярье. Только в 80 годах прошлого века были захоронены герои скалистых гор и по инициативе чувашских художников оформлена стела в Долине Славы.

В 1975 году мне в Орловской и Калужской областях приходилось пешком прошагать по фронтовым дорогам 346 дивизии, в истребительном артдивизионе которой воевал мой отец Петр Никитин и погиб 11 сентября 1942 года в Ульяновском районе Калужской области. Е.Г.Илюхин приводит хронику других дивизий и частей, но ситуация на этом участке в это время была едина для всех сражающихся подразделений: «много раненых, эвакуировать нечем, боеприпасов нет». Тем, кто мало-мальски интересуется подробностями войны и боевыми днями своих родных и родственников, эти страницы не покажутся серыми и безмолвными. Они читаются как художественные произведения. Е.Г.Илюхин узнал такие подробности, о которых не знали даже близкие родные, как, например, профессор ЧГУ Геннадий Корнилов о путях-дорогах своего героического отца. Неимоверно много сил вложил Евгений Георгиевич в поисках сведений о «лишенцах» 20-30-ых годов и своих фронтовых земляках 1941-1945 годов. Навечно записал их славные биографии на скрижали Отечества. Он, проявив редкую настойчивость и талант, сполна отдал свой долг перед родными и односельчанами.

Не отрываясь от чтения, внимательно изучил и другую книгу Евгения Илюхина о чувашских деревнях Татарстана и Сибири. Это не справочник, не малая энциклопедия наподобие книгам Владимира Вериялова о деревнях и селах Тетюшского района или Виктора Симакова о населенных пунктах Аксубаевского района и «Энциклопедии чувашских населенных пунктов Самарской области». В этой книге Е.Г.Илюхина освещены более 120 чувашских деревень, и при них также много биографий и воспоминаний, документов и фактов.

В первой части книги (сс. 3-72) говорится об обычаях и традициях чувашского народа – о чувашской этнорелигии, о добрых и злых силах, о календарных, семейных и общесельских праздниках. Мне приходилось работать над академическими книгами «Мифы, легенды и предания» (ЧГИГН, 2004), «Благословения и молитвословия чувашского народа» (ЧГИГН, 2005), поэтому щепетильно проанализировал все сказанное и отметил себе новые сведения и факты.

Следом «книгой в книге» идут воспоминания Аркадия Павлова из Толчье-Речи Самарской области и родословная Павловых (сс. 72-96). Дальше - рассказы жителей известного в чувашском мире Старого Афонькина (Ухинккеля). В этой деревне ежегодно бывают делегации из Чувашии, посещают школу, чувашский мазар, священный овраг. Для многих будет весьма интересными рассказы мастеров слова Петра и Григория Альмендеевых. Они знатоки чувашской жизни и национального духа. С ними и автор, и приезжие люди прежде всего ведут разговор о древней чувашской этнорелигии, которая здесь, несмотря на жесточайшее давление со времен чувашского священника и просветителя Даниила Филимонова, как и в Патраклах, держится в чистоте и почете.

О других деревнях повествуется в разделе «Чувашские населенные пункты Татарстана» (со с. 265) и он сопряжен со многими вкраплениями исторических толкований, материалами о Чувашской Республике, об известных населенных пунктах. Сейчас истории всех населенных пунктов освещены в Татарской энциклопедии и многочисленных краеведческих книгах, скоро появятся подробные районные энциклопедии РТ, поэтому Евгению Илюхину, скрупулезному краеведу–исследователю, не советовал бы тратиться на переиздание этой книги, а наиболее ценные, оригинальные материалы перенести в книгу «Шешкел» для переработанного и дополненного издания..

Богат и интересен раздел книги «Чувашские населенные пункты Сибири» (сс. 104-265), где основное внимание уделяется чувашским деревням Кемеровской области. Мне посчастливилось побывать в экспедициях в Тюменской области, Иркутске, Кемеровской области, участвовать на Первом чувашском фестивале Кузбасса в с. Михайловке, посещать и интересоваться чувашским населением Сибири и могу сказать, что Евгений Илюхин обогатил чувашское сибироведение новыми сведениями и знанием. Посмотрите – сколько фронтовиков-земляков нашел он только в одном Прокопьевском районе Кемеровской области, восстановил их биографии и обогатил историю многонациональной России!

В перспективном плане издания Чувашской национальной энциклопедии (ЧНЭ в 50 томах) Восточная Сибирь (Иркутск, Красноярск, Хакасия, Чита, Ямал) и Западная Сибирь (Алтай, Кемерово, Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Югра) занимают 28 и 29 тома. Евгений Илюхин подал хороший пример краеведам Сибири и Поволжья на путях поисков своих корней в дальних краях Востока страны. Сейчас во многих этих территориях работают группы энтузиастов. Вот просил бы Евгения Илюхина быть куратором от Союза чувашских краеведов по работе над энциклопедией Западной Сибири. У него исключительный опыт работы с регионами, и он спокойно справился бы с нашим поручением.

Виталий Станьял,

Почетный председатель Союза чувашских краеведов,

Почетный президент Чувашской народной академии наук и искусств.

Чебоксары, 28 апреля 2016