Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Краеведение это...

«Краеведение воспитывает живую любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.».


«Краеведение как явление культуры замечательно тем, что он теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, собраний, архивов педагогической деятельности, объединением молодёжи в кружки и общества, развитие туризма, созданием хоров и кустарных артелей».

академик Дмитри Лихачёв

03.05.2016 10:08
 ШЕШКЕЛ И, КОНЕЧНО, ПОЛСТРАНЫ

( о книгах Евгения Илюхина «Шешкел: история деревни и судьбы ее уроженцев». «Шешкел: фотоальбом», «Чувашские деревни Сибири и Татарстана», 2016)

Шешкел (Старое Сережкино) - чувашская деревня на берегу Большого Черемшана Республики Татарстан. Когда-то она входила в Оренбургскую губернию, с 1851года причислена ко вновь образованной Самарской администрации – в числе Мордовско-Кармальской волости Бугульминского уезда. С 1920 года - поочередно в Шугуровском, Первомайском, Лениногорском, Черемшанском районах Татарстана.

За рекой, в Самарской области, рукой подать родственные поселения Старое Афонькино, Салейкино, Четырла, Туарма, тут на дороге от Черемшана до Сарабикула - две Чегодайки, два Утямыша. Здесь крепко держались и до сих пор не забыли родную этнорелигию сардаш, кочуют легенды о древнем Шелковом пути, про булгарского улыпа Савруша, про Алдар турхана, Кучум батыра, про Пугачевских повстанцев, Закамских засечных валах и фельдшанцах, о башкирских кладбищах... Тохтамыш, говорят, закопал в этих местах два ведра золота, и теперь любопытные неунываки годами грезят найти этот клад и кое-что, видимо, находят... Мне особенно заинтересовало подробное повествование о следовании А.С.Пушкина через Старое Сережкино, ибо великий поэт проезжал также и через нашу Сюндырь-станцию по столбовой Владимирке, что ныне в Чебоксарском районе Чувашии.

Со студентами Чувашского университета много лет назад не раз топал по этим загадочным местам Шелкового пути и Оренбургской столбовой трассы, записывая древние топонимию, имена, песни, молитвы, сказания. И мне листать фотоальбом и читать книги Евгения Илюхина было крайне интересно. Верхнее Причеремшанье в них представлено во всем богатстве и красоте. «В этих книгах 11 лет моего упорного труда. В сборе материалов задействованы более 600 организаций и тысяча людей. Они написаны этими тысячами. В них судьбы наших односельчан – наших дедушек, бабушек, отцов и матерей, братьев и сестер. Здесь страницы счастливых и трагических событий прошлых веков, здесь повествования о героических днях и мученических страданиях многих старосережкинцев на крестьянском поле и полях сражений Первой Мировой, Гражданской и двух Отечественной войн – все это в документах предлагается вниманию читателя. Многое остается неиспользованным...» - сообщил в письме от 19 апреля 2016 года почетный краевед Евгений Георгиевич Илюхин, известный нам по прежней книге «История деревни Старое Сережкино».

Солидный большой фолиант «Шешкел» (514 страницы, без оглавления) без каких-либо вступлений открывается списком «Памяти ушедших поколений» с именами фронтовиков с указанием носителей древней веры и крещенных, оставшихся на чужих землях и вернувшихся домой. И только после этого посвящения идет краткое признание: «Я сделал все, что мог, все, что было в моих силах. В этой книге вся моя душа» (9 с.). Дальше идет раздел «Исторические даты, повлиявшие на судьбы и на ход развития деревни Старое Сережкино» (это – хроника России с комментариями автора «Горбачев – предатель и изменник Родины - отстранен от власти». «Чубайс обещал на ваучеры по два автомобиля, в действительности один ваучер обменивался на одну бутылку водки – лучше что-то, чем ничего»). Тут же скажем, что автор во многих местах между документами оставляет свои политические отступления. Например (с. 27), осуждая административно-территориальное разбрасывание компактных сел чувашей на Татарстан, Удмуртию, Башкирию, Самарию, пишет: «Недальновидные были большевики... такой способ разбавления, как показывает опыт, приводит к межнациональным конфликтам и бегству не титульных народов с таких республик». Или: «Можно бороться против ветра, огня и воды и победить их. Но нельзя победить предателей. Они рядом, они наши соратники, а в реальности они уничтожают все, вплоть до целых государств. Иисуса Христа к Голгофе привел первый его помощник и соратник Иуда. А к развалу СССР привели Иуды из руководящих органов КПСС» (485с.).

Душевны и проникновенны лирические вставки, скажем, о босоногом детстве (17 с. : «Хĕрлĕ çыран, таса çырма туртаççĕ мана тăван яла. Çырма хĕррипе ÿсет хăва...») или про иву (495): «Многие говорят, что дерево чувашей – это дуб. Дуб крепок, тверд. Но в жизни я люблю иву. Она нежна, мягка, гнется под суровыми буранами, сильные ветры ломают у нее половину ветвей и стволов. Но никогда не видел, чтобы внешние силы вырывали иву с корнями... Только ива укрепляет берега речушек».

Долгий и подробный рассказ о земле и людях между Черемшаном и Кондурчой богат историческими актами и фактами. Археологические и архивные документы перемеживаются преданиями, воспоминаниями, письмами и биографиями людей, ответами из многочисленных архивов, администраций, информациями краеведов. Они интересны, познавательны, но некоторые части можно было бы и сократить (скажем, «Завещание» И.Я.Яковлева (с. 50), историю газеты «Хыпар» (49), о поэте Ефреме Сидорове из Салейкина (52), просветителе Данииле Филимонове, поскольку на эти темы имеется достаточная литература, опубликованы очерки в книгах и энциклопедиях.

В сборнике даются «книги в книге» - это повесть участника Первой Мировой войны полного кавалера Георгиевского креста Емельяна Илюхина (с 60 с.), часть повести новочебоксарца Георгия Васильева «Подарок комиссара» (сс.118-130), участников других кровопролитных войн, наших современников и в том числе – подробный и интересный рассказ о себе, о военной службе, учебе и о блеске и нищете КАМАЗа самого автора (с 476 с.). Евгений Илюхин ( 1965 г.р.) -инженер-мехник, окончил Камский политехнический институт, работал в объединении «КАМАЗ».

Большая часть исследования посвящены участию земляков в Гражданской и в Великой Отечественной войнах. История семьи Раевских - целый эпос. Белогвардейцы живым закопали комиссара Кирилла Раевского (с.101). О нем писал Черемшанский краевед, народный академик Николай Фролов, о нем сложены повести, песни, о нем нужно снимать фильм, а в архивах сведений нет.

А сколько тысяч пропало без вести в Великую Отечественную войну? Фашисты советских комиссаров уничтожали беспощадно, непокорных пленных расстреливали на ходу. Довольно подробны в книге истории концентрационных лагерей. На всех участках фронтов, Армий, дивизий, многих операций войны участвовали шешкелцы, о них сказано на многих страницах (о 39 армии – с 314с.; 59 армии Власова - с 380 с.), Калининского, Западного, Волховского фронтов (с 320 с.). Во второй книге «Чувашские деревни Сибири и Татарстана» мое внимание привлекло описание боев в Советском Заполярье. Только в 80 годах прошлого века были захоронены герои скалистых гор и по инициативе чувашских художников оформлена стела в Долине Славы.

В 1975 году мне в Орловской и Калужской областях приходилось пешком прошагать по фронтовым дорогам 346 дивизии, в истребительном артдивизионе которой воевал мой отец Петр Никитин и погиб 11 сентября 1942 года в Ульяновском районе Калужской области. Е.Г.Илюхин приводит хронику других дивизий и частей, но ситуация на этом участке в это время была едина для всех сражающихся подразделений: «много раненых, эвакуировать нечем, боеприпасов нет». Тем, кто мало-мальски интересуется подробностями войны и боевыми днями своих родных и родственников, эти страницы не покажутся серыми и безмолвными. Они читаются как художественные произведения. Е.Г.Илюхин узнал такие подробности, о которых не знали даже близкие родные, как, например, профессор ЧГУ Геннадий Корнилов о путях-дорогах своего героического отца. Неимоверно много сил вложил Евгений Георгиевич в поисках сведений о «лишенцах» 20-30-ых годов и своих фронтовых земляках 1941-1945 годов. Навечно записал их славные биографии на скрижали Отечества. Он, проявив редкую настойчивость и талант, сполна отдал свой долг перед родными и односельчанами.

Не отрываясь от чтения, внимательно изучил и другую книгу Евгения Илюхина о чувашских деревнях Татарстана и Сибири. Это не справочник, не малая энциклопедия наподобие книгам Владимира Вериялова о деревнях и селах Тетюшского района или Виктора Симакова о населенных пунктах Аксубаевского района и «Энциклопедии чувашских населенных пунктов Самарской области». В этой книге Е.Г.Илюхина освещены более 120 чувашских деревень, и при них также много биографий и воспоминаний, документов и фактов.

В первой части книги (сс. 3-72) говорится об обычаях и традициях чувашского народа – о чувашской этнорелигии, о добрых и злых силах, о календарных, семейных и общесельских праздниках. Мне приходилось работать над академическими книгами «Мифы, легенды и предания» (ЧГИГН, 2004), «Благословения и молитвословия чувашского народа» (ЧГИГН, 2005), поэтому щепетильно проанализировал все сказанное и отметил себе новые сведения и факты.

Следом «книгой в книге» идут воспоминания Аркадия Павлова из Толчье-Речи Самарской области и родословная Павловых (сс. 72-96). Дальше - рассказы жителей известного в чувашском мире Старого Афонькина (Ухинккеля). В этой деревне ежегодно бывают делегации из Чувашии, посещают школу, чувашский мазар, священный овраг. Для многих будет весьма интересными рассказы мастеров слова Петра и Григория Альмендеевых. Они знатоки чувашской жизни и национального духа. С ними и автор, и приезжие люди прежде всего ведут разговор о древней чувашской этнорелигии, которая здесь, несмотря на жесточайшее давление со времен чувашского священника и просветителя Даниила Филимонова, как и в Патраклах, держится в чистоте и почете.

О других деревнях повествуется в разделе «Чувашские населенные пункты Татарстана» (со с. 265) и он сопряжен со многими вкраплениями исторических толкований, материалами о Чувашской Республике, об известных населенных пунктах. Сейчас истории всех населенных пунктов освещены в Татарской энциклопедии и многочисленных краеведческих книгах, скоро появятся подробные районные энциклопедии РТ, поэтому Евгению Илюхину, скрупулезному краеведу–исследователю, не советовал бы тратиться на переиздание этой книги, а наиболее ценные, оригинальные материалы перенести в книгу «Шешкел» для переработанного и дополненного издания..

Богат и интересен раздел книги «Чувашские населенные пункты Сибири» (сс. 104-265), где основное внимание уделяется чувашским деревням Кемеровской области. Мне посчастливилось побывать в экспедициях в Тюменской области, Иркутске, Кемеровской области, участвовать на Первом чувашском фестивале Кузбасса в с. Михайловке, посещать и интересоваться чувашским населением Сибири и могу сказать, что Евгений Илюхин обогатил чувашское сибироведение новыми сведениями и знанием. Посмотрите – сколько фронтовиков-земляков нашел он только в одном Прокопьевском районе Кемеровской области, восстановил их биографии и обогатил историю многонациональной России!

В перспективном плане издания Чувашской национальной энциклопедии (ЧНЭ в 50 томах) Восточная Сибирь (Иркутск, Красноярск, Хакасия, Чита, Ямал) и Западная Сибирь (Алтай, Кемерово, Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Югра) занимают 28 и 29 тома. Евгений Илюхин подал хороший пример краеведам Сибири и Поволжья на путях поисков своих корней в дальних краях Востока страны. Сейчас во многих этих территориях работают группы энтузиастов. Вот просил бы Евгения Илюхина быть куратором от Союза чувашских краеведов по работе над энциклопедией Западной Сибири. У него исключительный опыт работы с регионами, и он спокойно справился бы с нашим поручением.

Виталий Станьял,

Почетный председатель Союза чувашских краеведов,

Почетный президент Чувашской народной академии наук и искусств.

Чебоксары, 28 апреля 2016