Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Краеведение это...

«Краеведение как явление культуры замечательно тем, что он теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, собраний, архивов педагогической деятельности, объединением молодёжи в кружки и общества, развитие туризма, созданием хоров и кустарных артелей».


«Краеведение воспитывает живую любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.».

академик Дмитри Лихачёв

10.11.2020 09:34
Национальная библиотека запускает цикл обзоров книг по чувашской вышивке

В преддверии Дня чувашской вышивки – 26 ноября Национальная библиотека запускает цикл обзоров книг по чувашской вышивке. Напомним, указом Главы Чувашской Республики Олега Николаева в целях сохранения чувашской вышивки как уникального культурного наследия чувашского народа учрежден День чувашской вышивки, который будет отмечаться ежегодно 26 ноября.

Представляем вашему вниманию уникальную и редкую книгу «Чӑваш тӗрри = Чувашские узоры», изданную в 1925 году Этнографическим музеем Ульяновского чувашского педагогического техникума повышенного типа.

Альбом с образцами чувашского национального костюма из коллекции музея с их подробным описанием составил известный художник-график, краевед, педагог Дмитрий Архангельский, его линогравюры раскрывают особенности чувашской вышивки и дают общее представление о чувашском орнаменте. Так, из альбома можно многое почерпнуть о таких образцах, как женская рубашка, сурбан, масмак, свадебное покрывало невесты, теветь, хушпу и др.

По мнению художника «чувашский старинный орнамент имеет в себе некоторые следы влияния греческого искусства, красочности востока, вычурности русских узоров и скромности финских мотивов. Первые могли проникнуть к чувашам от волжских болгар, родственных им по крови, остальные от русских и финнов, с которыми они жили бок о бок. Но все эти отголоски чужих мотивов, переработанные народными художниками, подчинённые иной воле, стали подлинно народными».

В альбоме также представлен отрывок из очерка «Чуваши» профессора Ивана Смирнова, где приведён интересный факт, говорящий о богатстве фантазии чувашских женщин в деле вышивания. Оказывается, в своё время «автор очерка составил в низово-чувашском краю для музея императора Александра III коллекцию почти из 500 грудных вышивок – и в этой коллекции нет дублетов, хотя количество основных орнаментальных мотивов не велико».

Издание завершает послесловие на чувашском языке руководителя Этнографического музея Фёдора Тимофеева (Тимухха Хӗветӗрӗ). Здесь автор рассказывает об истории и структуре чувашского музея, большое внимание уделяет чувашской вышивке, приводит список лиц, пожертвовавших музею экспонаты. Большой вклад в развитие музея внесли В. Орлов, И. Юркин, А. Рекеев, А. Милли и др.